ROCKHELL.spb.ru €нформационный ресурс мировой рок-культуры  
Rockhell.spb.ru - интернет-журнал. Актуальные анонсы рок-концертов Москвы и Санкт-Петербурга, клубная афиша. Свежие новости рок-музыки. Полезная и интересная информация о группах и музыкантах
информация_о_рок_группах!
Главное Меню Борт-журнал: #55 (14.08.2009)

Новости сайта
Рок-новости
Главный Архив

Борт-журнал
Афиша

Форум
Ссылки
Контакты


ROCKHELL.spb.ru


Sonispere open air festival 2009. METALLICA во всей красе

Sonisphere стал событием внезапным и оглушительно успешным. Единственным настораживающим моментом был "первый раз" этого фестиваля. Все остальное (масштабы, опыт организаторов) говорило о том, что мероприятие будет качественным. Так оно и случилось.
Международный однодневный рок-фестиваль Sonisphere 2009 был организован по такому же принципу, что и другое знаменательное событие этих же организаторов - осенне-зимний фестиваль Unholy Alliance. Небольшой, но звездный (в данном случае, суперзвездный) состав участников, несколько местных групп на разогреве и несколько концертов подряд в странах северной Европы под единым названием.
Костяк фестивального состава 2009 года состоял из таких групп как METALLICA, LINKIN PARK, MACHINE HEAD, LAMB OF GOD, MASTODON. В различных странах количество групп отличалось в разы. Скандинавии достался скромный состав, в то время как в Великобритании Sonisphere по количеству участников не уступал любому крупному европейскому open air фестивалю. А уж по качеству - тем более.

Наша группа (группа туристов-меломанов, которых собрала турфирма "Визит") отправлялась на ближайший к России Sonisphere 2009 - в финский город Пори. Почему именно Пори, который находится в стороне от крупных транспортных узлов (западное побережье Финляндии, около сотни километров к северу от Турку), сложно сказать. Однако, по всей видимости, у организаторов были на то причины (время, место и цена вопроса). От границы до фестиваля дорога у нас заняла 6 часов. Не то что бы сильно близко, но терпимо. Ужасы прохождения границы в июле в ночь с пятницы на субботу описывать пропускаю.
Совсем небольшой по нашим меркам городок готовился принять несметное количество металлистов, для которых город выделил целый остров, находящийся практически в центре города. В любое другое время года островной парк Kirjurinluoto - это спокойное и безлюдное место для отдыха горожан на природе без необходимости выезжать за город. Но только не в последнюю субботу июля 2009 года, когда не то что парк, но и весь город был заполнен молодыми людьми в черной одежде. Такого большинство из туристов не видело никогда! Концертный народ был повсюду. Он оккупировал каждое свободное место в кафе и фастфудах города, каждую скамейку на улицах, а также газоны, тротуары, фонтаны и, естественно, гостиницы. Все гостиницы в радиусе 50 км от Пори были выкуплены на эти даты за много месяцев вперёд.

На сам фестиваль мы попали в районе 2 часов дня, пропустив, таким образом, по одной группе на каждой из сцен. Печально, что не удалось вновь увидеть MASTODON. Как сообщили знакомые, прибывшие на Sonisphere вовремя, MASTODON выступили отлично, но мало. Даже странно, что на такую редкую в наших краях (в смысле, в Европе) команду выделили всего полчаса концертного времени.
Знакомиться с музыкальным содержимым фестиваля пришлось с местной группы NICOLE, которая играла на малой сцене. Мазафачный MDM с претензией на брутальность заставлял публику неплохо прыгать и устраивать маленькие, но вполне себе настоящие водовороты. Однако гораздо интересней было ознакомиться с территорией фестиваля, поэтому после пары песен NICOLE я отправился исследовать географию Sonisphere 2009.

Территория фестиваля огромна. Если не сравнивать кемпинговые зоны, то она наверное даже превосходит небезызвестный Wacken Open Air. Две сцены на значительном удалении друг от друга и гигантские площади под размещение посетителей, зоны мерчандайзинга, общепита и бары. Отдельный большой бар под навесом для купивших VIP билеты белых людей с множеством свободных посадочных мест, более разнообразным баром. Бары попроще с пивом Fosters (и только Fosters) для всех остальных. Весьма разнообразный общепит, состоящий из десятков палаток, продающих хотдоги всех мастей, пиццу, картошку, блины. Встречались палатки и с традиционной финской уличной едой типа картошки с красной рыбой. Как и положено на таких мероприятиях, народ с радостью накормят и напоят без особой суеты и очереди всего за несколько евров.
Порадовавшие организационные моменты:
1. Питейная зона огорожена барьерами с КПП. На входе охрана проверяла возраст посетителей, на выходе смотрела, чтобы народ не выносил стаканчики с пивом. Не то, чтобы одноразовая посуда была опасной, но таким образом молодежь до 18 лет не могла попросить купить выпивку старших товарищей.
2. Несколько рядов железных барьеров непосредственно на фестивальной зоне. Они не закрывали территорию полностью, однако вполне успешно препятствовали чрезмерному скоплению народа в одном месте.
3. Указатели зон оригинально оформлены в виде цветных воздушных шаров с гелием. Их было видно издалека из любой точки фестивальной территории.
4. Полное отсутствие полиции в форме. Как известно, один только вид полицейских уже мешает отдыхать народу. Собственные секьюрити фестиваля грозным видом не отличались, да и на глаза особенно не попадались. В общем-то, характерная для Европы вещь, но в Финляндии с этим особенно хорошо и приятно, поскольку финны - народ добродушный и в каких-либо антисоциальных действиях замечен не был.

Вторыми (после MASTODON) на главной сцене выступали LAMB OF GOD. Очень колоритные бородатые дядьки, которые на каждом своем концерте радуют публику неимоверной энергетикой своей музыки. Кто-то когда-то приклеил на них ярлык "metalcore". Лично у меня есть большие сомнения насчет правильности данного определения, так как по атмосфере их творчество ближе к тем же MACHINE HEAD и PANTERA, чем к различным модным нынче коллективам. Может быть внешний вид музыкантов наводит на мысли об олдскульности? LAMB OF GOD определенно имеют свой музыкальный подчерк, в котором, прежде всего, стоит отметить отсутствие показной агрессии. Музыканты не скрывают с каким удовольствием они играют на сцене. Рэнди Блайт очень мило весь концерт общался с публикой, часто даже в ущерб самой музыке. То время, которое он протрепался в микрофон "за жизнь", вполне могло бы пойти на две или даже три песни. Впрочем, недовольных не было. И пусть их свежие альбомы уже не так тепло восприняты публикой, живьем они по-прежнему жгут. Вот только в этот раз жгли недолго. 45 минут и сет LAMB OF GOD окончен. Куда же так спешат организаторы?

На финском Sonisphere 2009 были установлены две сцены. Причем, судя по всему, большая сцена (или оборудование для нее) были привезены из-за пределов Финляндии, в то время как маленькая сцена была поставлена финскими компаниями. Таких гигантских сцен как главная сцена на Sonisphere 2009, я еще нигде не видел. По фотографиям сложно оценить ее габариты, но она определенно больше раза в 1,5-2 любой из главных сцен Вакена. Музыканты просто терялись на такой сцене, особенно днем, когда из-за солнца световое оформление сцены оказывалось бесполезным.
Звук! О какой великолепный звук на главной сцене. Вы даже себе представить себе не можете ту акустическую амброзию, которая лилась на многотысячную толпу, стоящую перед главной сценой. Когда говорят, что группа звучала прямо как на альбоме, - это своеобразный комплимент в адрес звукорежиссеров. Так вот, на Sonisphere 2009 группы, игравшие на главной сцене, звучали лучше чем на альбомах - настолько все было великолепно.
Малая сцена таким звуком похвастаться, увы, не могла. Изначально рассчитанная на не сильно большое количество публики, эта сцена имела маломощную PA-систему. Звук банально сносился ветром, не достигая ушей слушателей во всей полноте. Именно поэтому не удалось по достоинству оценить выступление многих команд, выступавших там.

Малая сцена на фестивале вообще получилась какой-то обделенной. И дело не только в звуке. Если на других фестивалях сцены действуют по очереди на полную катушку, то здесь меня не покидало чувство, что на малой сцене что-то играет лишь затем, чтобы занять время в перерывах между группами на большой. Это не озвучивалось, но чувствовалось вполне явно. Единственная стоящая команда - ANTHRAX - слетела за пару дней до фестиваля по причине проблем с вокалистом. На замену Антраксу поставили TURISAS. Замена по принципу "хоть кто-нибудь". Конечно, было бы интересно разнообразия ради заслушать эпический battle metal, однако уже после второй песни TURISAS скатились в цыганщину, устроив невероятный по длине medley из творчества группы Чингиз Хан. Ну и кавер на "Очи Черные" туда же. Для финнов - экзотика, но для нас это банальщина. Теперь понятно, почему о TURISAS были такие отзывы об их русских концертах в прошлом году.
Хедлайнеры малой сцены - SAXON - только добили репутацию этой самой малой сцены. У группы абсолютно не осталось ничего интересного. Конечно, здесь они выступали на малой сцене без светового оформления и декораций, однако будь это все - выступление получилось бы точно таким же. То есть унылым. Их "хедлайнерство" на Вакене неделей позже подтвердило мою теорию. Группа выдохлась. SAXON играли на малой сцене перед 500 человеками, которым просто лень было ждать два часа Металлику перед пустой главной сценой.

Третьими на главной сцене выступали MACHINE HEAD. Им, видимо, тоже по полной урезали время, поэтому группа убрала из своей программы все длинные баллады. Только быстрые песни. Только угар. Младший брат SLAYER, не иначе. Одна из самых ожидаемых команд всего фестиваля. И не только мной, но и большинством зрителей. Встречали группу очень тепло. Под MACHINE HEAD устроили небывалых размеров circle pit. Зрители поспокойней стояли и наслаждались необыкновенно мощным и чистым звуком… Но на 20-ой минуте выступления случилась беда. В обморок падает гитарист Фил Деммел попутно сворачивая один из гитарных кабинетов. Его подхватывают техники и кладут на пол сцены. Группа доигрывает пару аккордов и тоже останавливается. На сцене появляются медики с носилками. Все происходит в течение одной минуты. Многие зрители даже не понимают, что происходит, хотя в момент обморока Деммел был в кадре на больших экранах по бокам большой сцены.
Еще через минуту к микрофону подходит Робб Флинн и извиняется перед публикой за остановленный концерт. MACHINE HEAD окончили свое выступление досрочно по вполне понятным причинам. Однако с Деммелом все в порядке. Флинн сообщает, что он уже очнулся, но играть больше не сможет. Деммел страдает редким синдромом под названием кардиогенный обморок, это не первый случай остановки концертов группы по этой причине. Публика все понимает и не требует продолжения.

Сильно ужатые по времени выступления групп, досрочное завершение выступления MACHINE HEAD - все это привело к тому, что в пять часов вечера отыграли почти все команды. Остались только LINKIN PARK и METALLICA.
Любой порядочный металлист к мтвишным группам относится с большим подозрением. LINKIN PARK - очень мтвишная группа. Самый что ни на есть мэйнстрим американской попсы с гитарами. Вот и я грешным делом уже подумывал чем бы заняться во время выступления этой команды. Однако начало их выступления застигло меня врасплох во внутреннем круге ограждений. Там было вполне свободное место с еще не убитым газоном и отличным видом прямо по центру сцены. Даже если бы я захотел, я бы просто не успел бы выбраться из мгновенно уплотнившейся толпы, которая появилась "вдруг откуда ни возьмись" с первыми звуками интро. Так и остался слушать весь сет LINKIN PARK, о чем ни капельки не пожалел.
Сет группы - набор из песен, на которые в разные годы у группы выходили клипы. Так что все было узнаваемым. Я рассчитывал услышать нечто профессиональное и получил это. Более того, я услышал нечто великолепное, такое, чего живьем я еще не слышал. В частности голос Честера Беннингтона. У него совершенно замечательный чистый вокал. Все вокалисты завидуют его легким и связкам. Конечно, не обошлось и без спецэффектов. В частности дилей на вокале аж зашкаливал, барабаны частично были фанерными, и это не считая кучи электронных звуков, которые сопровождают каждую композицию группы.
Несколько удивила подача музыкантов. Абсолютно никаких лишних разговоров с публикой. Я даже не уверен, поздоровался ли фронтмен с Пори… Минимум движений на сцене… То ли он был не в духе, то ли просто такой вот скромный человек. И все равно получилось захватывающе. Конечно же, в этом заслуга звукорежиссеров и качественной аппаратуры. Риторический вопрос: как бы выглядели LINKIN PARK на малой сцене с маломощным звуком?

Металлику ждали больше часа. За время ожидания наслушался от обалдевших финнов одобрительных отзывов о LINKIN PARK. Конечно, обсуждали между собой на финском, но интонации вместе с мелькавшем названием группы давали понять, что LINKIN PARK - стоящая вещь.
Наконец, в районе 9 вечера зазвучали первые звуки интро. Надо вам рассказывать, что это было классическое металликовское интро на ковбойскую тему Эннио Морриконе? На экранах тем временем крутились кадры с бесконечным кладбищем из фильма "Хороший, плохой, злой" (1966). Говорят, Металлика стала настолько богатой, что купила права на этот фильм. Врут наверное.
…и понеслось.
"Battery"
"Привет Пори!" - Хетфилд.
"Creeping Death"
"Сейчас будет угар и топливо!" - Хетфилд.
"Fuel"
И вправду был угар и топливо. Ульрих решительно собрался уничтожить свою барабанную установку. У этого человека было столько энергии, что (когда позволяли партии) он вставал, размахивался и всем своим весом обрушивался на навесные тома. Да и вообще вел себя не как барабанщик. Барабаны ему откровенно мешали прыгать и угорать.
"Harvester Of Sorrow"
"Fade To Black"
"Broken, Beat And Scarred"
"Мы с тобой одной крови" - Маугли. Здесь Хетфилд подробно рассказал публике, что публика - это его семья. Что он очень любит свою семью. И что вечер наверняка получится очень хорошим, поскольку все ингредиенты для этого есть: Металлика, семья Металлики, свет и звук.
"Cyanide"
"Sad But True"
Наконец-то стемнело (не совсем, но приемлемо). По крайней мере, световое оборудование сцены начало хоть как-то визуально отображать те киловатты, которые закачивались в нее на протяжении всего дня. Сама сцена была оформлена по-спартански. Вот уж никак не ожидал от METALLICA такой простоты. Занавеска из черных лоскутков и второй ярус сцены где то метра на два возвышающийся над основным уровнем. Ничего особенного, за что бы мог зацепиться глаз.
"One"
"All Nightmare Long"
"The Day That Never Comes"
Трухильо весь концерт хвастался своими бас-гитарами. Не уверен, что у него была острая необходимость менять их чуть ли не на каждой песне, но он делал это. Гитары, надо сказать, загляденье. Все яркие, кастомшопные. Но не гитарами был славен Трухильо на этом концерте. Все внимание публики было приковано к рожам, которые он корчил все свое выступление. Финские операторы, транслировавшие выступление группы на большие экраны, также это подметили и радовали публику крупными планами. Трухильо и так природа наградила внешностью альтернативных стандартов даже для мексиканца, так еще и выражения лица у него получались презабавные. "Запор, блин" - выражение Роберта при выпиливании особо навороченной партии. "Я только что получил пинка в пах" - говорит лицо Роберта при исполнении чего-то такого, что удавалось как следует только Клиффу Бартону. Его безразмерные губищи складываются в самые невероятные комбинации. Стив Тайлер уже десять раз обзавидовался наверное.
"Master Of Puppets"
"Blackened"
"Nothing Else Matters" - все зажигают зажигалки и подпевают.
"А сейчас будет последняя песня, ибо уже поздно и нам пора баиньки" - говорит Хетфилд. Да, да. Так ему и поверили…
"Enter Sandman"
Гаснет свет, группа уходит со сцены. Время без пяти одиннадцать (заявленное время окончания фестиваля 23:00 по финскому времени). Народ (естественно) не расходится, ибо хоть одна то песня на бис, но будет. Encore не заставляет себя ждать.
"Stone Cold Crazy" - не ищите этой песни в альбомах Металлики, ее там нет. На самом деле это песня авторства QUEEN, а Хетфилд мастерски скопировал манеру пения Фредди Меркьюри. Он что-то там говорил про дань уважения легендам рока, группе благодаря которой на свет появилась METALLICA. Возможно так оно и есть. И хотя этот рок-н-ролльчик и не вписывался в общую стилистику концерта, публика восприняла его также на ура.
"Еще одну, но теперь уж точно последнюю, хорошо?" - спрашивает Хетфилд… "ДАААААААААААООООААААЕЕЕЕ!!!" - вопит народ. Ему уже хорошо и замечательно.
"Motorbreath"
Ну теперь уж точно все. Время 23:05. Пора бы уже и завершать концерт, но народ вопит "We want more!" и не отпускает группу. Но теперь то уж точно последняя.
"Seek & Destroy"

Есть много эпитетов для описания хороших выступлений различных команд. Я бы предпочел использовать слово "волшебно". У этого слова есть хороший аналог на английском, которым часто пользуются музыканты в своих интервью - "there was a magic". На концерте Металлики в Пори действительно случилась магия. Вернее даже уличная магия, open air все-таки. Все кто был, почувствовал эту атмосферу праздника. Пытаться описать ее в тексте бесполезно, для этого нужно быть Достоевским. Нужно было просто быть там. Кто-то был на METALLICA не первый и даже не второй раз. Но все в один голос говорили, что это было лучшее выступление группы из всех, что они видели. Сами музыканты сказали со сцены то же самое, однако верить им нельзя по понятным причинам.

Фестиваль Sonisphere 2009 в Пори закончился. Это была огромная бочка мёда и ни капельки дёгтя. Ни единого упрёка в сторону организаторов. Более того, сейчас даже сложно придумать, что можно было бы посоветовать организаторам в плане улучшения фестиваля. Все было продумано до мельчайших мелочей. Это стоило многие миллионы евро. Всего этого у нас не будет никогда. Ну и ладно.

На следующее утро хозяйка отеля показала нам газету, где фестиваль уже был представлен во всей красе с цветными фотографиями разнообразных фриков и большим заголовком с цифрой 60,000. Конечно, она в двух словах перевела нам содержание, но и без этого было все понятно.
Вот так, с первого раза, с пяти групп, в каком-то городишке не окраине провинциальной Финляндии фестиваль собрал 60 тысяч человек по весьма недешевым билетам. Тот же Вакен шел к этому показателю более 10 лет. Тому же Вакену, чтобы достичь посещаемости в 60 тысяч человек нужно было устроить трехдневный музыкальный марафон с участием семи десятков команд, большинство которых отнюдь не последние имена в мире тяжелого рока.
Ходят слухи, что Sonisphere Festival станет ежегодным. Если это так, то мы туда обязательно вернемся.

Ad

Борт-журнал:

#57 (30.07.2010) NEW!
#56 (21.09.2009)
#55 (15.08.2009)
#54 (08.07.2009)
#53 (09.01.2008)
#52 (14.09.2006)
#51 (20.05.2006)
#50 (06.05.2006)
#49 (20.04.2006)
#48 (02.04.2006)

ђеклама:

Архив_инфы_Вся_рок_музыка

ROCKHELL.spb.ru _All_About_Hard&Heavy_Music
Ad ©2001
Best viewed with IE/Opera 5 or higher