ROCKHELL.spb.ru €нформационный ресурс мировой рок-культуры  
Rockhell.spb.ru - интернет-журнал. Актуальные анонсы рок-концертов Москвы и Санкт-Петербурга, клубная афиша. Свежие новости рок-музыки. Полезная и интересная информация о группах и музыкантах
информация_о_рок_группах!
Главное Меню Борт-журнал: #10 (18.12.2003)

Новости сайта
Рок-новости
Главный Архив

Борт-журнал
Афиша

Форум
Ссылки
Контакты


ROCKHELL.spb.ru


Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

Итак, уважаемые посетители сайта Rockhell.ru, мы продолжаем серию публикаций, посвященных проблеме распространения медиа-продукции.
Устав дожидаться помощи от правоохранительных органов и прочих государственных институтов, контролирующих распространение контрафактной медиа-продукции, музыканты сами выступили с инициативой... Врочем, сначала небольшой анонс.

18 декабря 2003 г. В 14.00 в пресс-центре "АиФ" (Москва, ул. Мясницкая, 42) состоится пресс-конференция, посвященная легитимизации российского рынка аудио- и видеопродукции, а также проекту нового механизма выплат авторско-смежных отчислений (роялти). Катастрофическую ситуацию, сложившуюся в сфере защиты интеллектуальной собственности в России, не смогли исправить меры, принимавшиеся до сих пор.
В конце осени группа известных авторов и исполнителей выступила с встречной инициативой недавно подготовленному Управлением Средств Массовых Коммуникаций и Минпечати РФ проекту введения идентификационной федеральной марки, который призван защитить правообладателей от пиратской деятельности. Участники пресс-конференции предоставят открытое письмо-обращение в Правительственную Комиссию по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. Инициаторами письма выступили Борис Гребенщиков, Андрей Тропилло и Владимир Рекшан.
В конференции примут участие руководящие работники Министерства Печати РФ, известные авторы, исполнители и продюсеры, среди которых Дмитрий Дибров, Артемий Троицкий, Александр Кутиков, Андрей Макаревич, Дмитрий Шагин, Диана Арбенина, эксперты аналитических отделов агентств InterMedia, "Кушнир Продакшн" и PolyLook.
За аккредитациями обращаться к координатору интернет отдела ИМА Кушнир продакшн Елене Лебедевой по телефонам: (раб.) 9612420, 9612464 и (моб.) 8-910-4209993.

Проблема авторских выплат музыкантам и авторам за изданные на аудионосителях произведения обсуждается в России давно. По существующему закону отчисления должны осуществлять выпускающие продукцию компании, исходя из минимальной ставки авторского вознаграждения - 8% от оптовой цены каждого проданного диска или кассеты. Однако в условиях, когда уровень пиратской аудиопродукции в России составляет 66%, музыканты предпочитают договариваться со звукозаписывающими компаниями о фиксированном гонораре, а не о процентах с реализованного тиража.
Чтобы изменить ситуацию, музыканты предлагают правительству ввести общероссийский авторский сбор (роялти). На этой неделе в правительственную комиссию по противодействиям в сфере интеллектуальной собственности поступит письмо, подписанное Андреем Макаревичем, Александром Кутиковым, Борисом Гребенщиковым и другими известными музыкантами. В нем фактически предлагается воспользоваться итальянским опытом, когда обязанность выплачивать авторские гонорары перекладывается со звукозаписывающих компаний на магазины, торгующие аудиопродукцией. При этом авторские отчисления должны включаться в розничную цену аудионосителя отдельной строкой в кассовом чеке. Сбором и распределением средств авторы предлагают заняться "специально уполномоченному органу Российской Федерации". Именно в адрес этой организации должны будут направлять ежемесячный отчет магазины, осуществляющие розничную продажу аудионосителей. Интересно, что авторы инициативы предлагают обязать магазины выплачивать роялти со всех аудионосителей, в том числе и с пиратских.
"Одна из основных задач данной инициативы - создать прозрачную и контролируемую схему выплаты авторских гонораров", - считает представитель агентства InterMedia Александр Тихонов. Вместе с тем, эксперты полагают, что реализовать итальянскую модель выплаты роялти в России будет непросто. "Если переложить обязанность выплачивать авторские отчисления на розницу, велика вероятность столкнуться с их повальной неуплатой", - полагает руководитель юридического отдела компании "Интеллект-сервис" Ирина Тулубьева. Такая ситуация может сложиться, по мнению специалистов, из-за сложностей с контролем розничной сети по всей России.
Тем не менее авторы рассчитывают, что члены правительственной комиссии по противодействиям в сфере интеллектуальной собственности, куда в ближайшее время поступит коллективное письмо, со вниманием отнесутся к их инициативе. Более того, музыканты уверены, что их предложения будут рассмотрены и направлены правительством на рассмотрение депутатам Госдумы для изменения действующего законодательства об авторских правах.

Единая система идентификации легальных экземпляров аудио- и видеопродукции

(Пресс-релиз)

Проблема пиратства в сфере интеллектуальной собственности с недавних пор стала волновать всех - от государственных деятелей до СМИ. Увы, как правило, после нескольких резких высказываний и скандальных публикаций волна обычно спадает - и все остается на своих местах

В данный момент, по оценкам разных специалистов, доля пиратской продукции на рынке составляет от 64% до 80% - что, по понятным причинам, не радует правительство. На последнем заседании Экспертного совета по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, который состоялся 20 августа 2003 года, был рассмотрен проект введения единой федеральной системы идентификации экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм специальными марками.
Вот как описывает механизм новой программы заместитель начальника Управления средств массовых коммуникаций Петр Поройков: "Для выдачи марки предполагается создание государственной организации в федеральных органах, центр которой будет находиться в Москве, а филиалы - в регионах. Правообладатель (автор, исполнитель, продюсерская компания или посредник, обладающий правами), предварительно договорившись с изготовителем тиража на воспроизведение определенного количества экземпляров, направляет заявку в центр (филиал) на идентификацию этого количества продукции, с документами, подтверждающими наличие авторских и смежных имущественных прав заявителя. После проверки документов уполномоченными организациями типография должна будет изготовить бланки специальных марок с нанесением на них информации о правообладателе, продукции, изготовителе и индивидуального типографского номера. Далее эти бланки будут направляться на завод, указанный на марке. Завод, получив определенное количество марок, изготавливает такое же количество экземпляров продукции и, как предполагается, клеит их на продукцию. Заказчик получает свою заказанную продукцию на заводе уже с маркой. После этого продукция с маркой поступает в оптово-розничную продажу".
В такой схеме функционирования программы защиты интересов правообладателя есть свои слабые места. Как известно, автору и исполнителю в соответствии с Законом "Об авторском праве и смежных правах" принадлежит ряд имущественных прав, в том числе право на воспроизведение произведения и право на распространение экземпляров произведения. Российское законодательство позволяет им осуществлять свои права по своему усмотрению и ограничивает только в строго установленных случаях. В связи с этим возникает вопрос: почему кто-либо, сочинив и (или) исполнив песню, должен запросить разрешение на то, чтобы реализовать свое право воспроизвести и распространить ее? Почему он не может просто обратиться на любое предприятие и заказать 1000 экземпляров своего произведения, а затем поручить какой-либо организации (дистрибьюции) распространить его? Совершенно очевидно, что именно на этой стадии компания-дистрибьютор должна получить марки и продавать уже маркированную продукцию.
Есть и еще один неприятный момент: заказав марки, заказчик автоматически "привязывается" к конкретному заводу, а ведь за время цикла "подача заявки - получение марки" другой производитель может предложить лучшие условия. Тем самым нарушается свобода договора.
В период перехода на федеральную систему идентификации возникает вопрос: а что делать с огромным объемом уже напечатанной контрафактной продукции, которая будет находиться в торговой сети на момент введения марки? Уничтожить все наверняка не удастся, так или иначе пиратская продукция будет появляться в палатках и на рынках. И правообладатели опять останутся без гонорара, ведь с пиратской продукции получить его невозможно. Почти. В некоторых странах существует институт сбора авторского гонорара (роялти) по новой схеме: обязанность платить роялти перекладывается с выпускающей компании на розницу. Иными словами, роялти снимаются в момент продажи носителя и перечисляются в специальный фонд, который распределяет полученную сумму. И в случае введения подобной системы на территории России в период начала функционирования федеральной марки правообладатели и бюджет все равно получат свои деньги.
Рекорд-компании, освобожденные от обязанности включать лицензионный платеж в оптовую цену, смогут значительно ее снизить. Тем самым будет достигнута возможность занять на рынке нишу дешевых CD и других носителей.
Изложенная выше схема отчисления роялти - временная мера, рассчитанная на срок до 5 лет, призванная решить ряд важнейших вопросов:
1. Обеспечить поступления законных роялти правообладателям в короткий период, причем даже с контрафактных носителей.
2. Создать материальную базу для дорогостоящего проекта введения маркировки носителей.
3. Создать ситуацию на рынке, в которой розничным точкам будет невыгодно закупать и продавать пиратские диски, что повлечет за собой резкое снижение доли контрафактных носителей.
4. Составить полный реестр правообладателей Российской Федерации.
5. Содействовать развитию отечественной культуры и искусства.
Техническое решение задачи выглядит следующим образом: в момент продажи роялти пробиваются отдельной строкой в чеке, так же, как сейчас пробивается НДС. Магазины и другие торговые организации, осуществляющие розничную продажу и сбор роялти, будут раз в месяц направлять отчет по наименованиям и количеству проданных произведений и суммам в адрес фонда или другой организации по учету отчисления авторских вознаграждений. Эта организация, в свою очередь, будет распределять полученные средства между авторами, исполнителями и производителями фонограмм в соответствии с Законом РФ об авторском праве и смежных правах.
Схема также эффективно будет работать в отношении программного обеспечения, компьютерных игр, книг, копий произведений изобразительного искусства, всего, что охраняется Законом РФ об авторском праве и смежных правах. Наличие в России развитой фискальной налоговой системы позволит успешно контролировать отчисления роялти предприятиями розничной торговли, а значит, трансформировать сложную и неотработанную систему борьбы с пиратством к борьбе с обычным мошенничеством, где у правоохранительных органов есть эффективные методы и наработки.

По материалам журнала "Коммерсант" и агенства "Кушнир Продакшн"

 

Поскольку Борт-журнал сайта Rockhell.ru является авторским, то, чтобы не нарушать традицию, выскажем свою точку зрения на этот как минимум оригинальный способ борьбы с пиратством в условиях России.
Безусловно, энтузиазм наших уважаемых музыкантов не может не радовать, лиха беда начало. Однако, заранее признавая избранные средства достижения цели малоэффективными, инициаторы данного проекта обрекают его на провал.
Не имея отлаженной системы контроля за розничной торговлей, использование "акцизных" марок теряет всякий смысл. Невозможно отследить товарооборот каждой отдельной палатки или павильона, торгующего компакт-дисками без использования кассовых аппаратов, также как и невозможно наладить справедливую систему авторских отчислений из "общего котла", получаемого за счет включения роялти в цену товара на уровне розничной торговли. Тут же представляется следующая картина: два музыканта отдали на распространение одинаковый тираж своей продукции, при этом альбомы первого музыканта пользовались большим спросом, в то время как альбомы второго музыканта так и остались на полках музыкального магазина. Авторские же отчисления музыканты получили одинаковые. Совершенно очевидно, что создать систему лицевых счетов музыкантов в рамках специального фонда невозможно без введения системы учета проданных альбомов каждого конкретного музыканта в розничной сети, а это в свою очередь практически невыполнимая задача, которую к тому же вряд ли кто согласится финансировать.
Конечно, аргументов "против", также как и невыясненных моментов еще достаточно. Возьмем, например одну из поставленных задач: "Создать ситуацию на рынке, в которой розничным точкам будет невыгодно закупать и продавать пиратские диски, что повлечет за собой резкое снижение доли контрафактных носителей". Подобного рода голословные утверждения не имеют под собой никакой основы, и, скорее, относятся к разряду мечтаний. Очевидно, что пиратская продукция выгодно отличается от лицензионной самым главным - ценой.
Все подобные вопросы и недоработки попытаются обсудить в рамках анонсированной выше пресс-конференции инициаторы данного проекта. До оптимального решения еще очень далеко, но видимо "свет в конце туннеля" все-таки существует.

Борт-журнал:

#57 (30.07.2010) NEW!
#56 (21.09.2009)
#55 (15.08.2009)
#54 (08.07.2009)
#53 (09.01.2008)
#52 (14.09.2006)
#51 (20.05.2006)
#50 (06.05.2006)
#49 (20.04.2006)
#48 (02.04.2006)

ђеклама:

Архив_инфы_Вся_рок_музыка

ROCKHELL.spb.ru _All_About_Hard&Heavy_Music
Ad ©2001
Best viewed with IE/Opera 5 or higher