ROCKHELL.spb.ru €нформационный ресурс мировой рок-культуры  
Rockhell: новости рок музыки, афиша рок и метал концертов
информация_о_рок_группах!
Главное Меню
Б.Г. и группа АКВАРИУМ: статьи
Группы и Исполнители:

Новости сайта
Рок-новости
Главный Архив

Борт-журнал
Афиша

Форум
Ссылки
Контакты


ROCKHELL.spb.ru

Дата публикации: 06.2002
Прислал: Denny
Источник: История АКВАРИУМА. Книга Флейтиста

Михаил "Фан" Файнштейн (Васильев)

Михаил Борисович Файнштейн родился 12 сентября 1953 года в Ленинграде, в семье капитана первого ранга, впоследствии - одного из начальников курсов повышения квалификации офицеров флота. Его детство прошло в престижном доме у крейсера "Аврора", а затем во дворах Московского района. За десять лет обучения он сменил такое количество школ, что принято говорить: "Кто не был его одноклассником, тот был его собутыльником".
При рождении кроме имени получил фамилию "Файнштейн", которую в середине семидесятых вынужден был сменить на фамилию первой жены, чтобы иметь возможность работать по специальности. Прозвище "Фан" оставалось долгие годы лишь воспоминанием о его первой фамилии, хотя и вызывало некоторые ассоциации с английским словцом "Fanny". В начале девяностых, в свете общего потепления в национальном вопросе, Михаил в быту все чаще возвращается к своей исторической редкой фамилии, мало обращая внимание на периодически возникающую путаницу (также приемлем вариант двойного написания).
Как и большинство основных участников "Аквариума", почувствовал вкус к математике и иным точным наукам, поэтому последние два школьных года провел в специализированной физико-математической школе. Несмотря на попытки родителей склонить его к морской карьере, Ф. выбрал Инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти, по окончании которого стал системным программистом. Интересно, что из всех многочисленных постоянных или временных участников группы Файнштейн единственный сделал карьеру вне музыки - он работал системным программистом вплоть до 1988 года и стал чуть ли не начальником вычислительного центра в Горном институте. Стоит отметить, что со своей внемузыкальной профессией он расстался с сожалением - только из-за катастрофической невозможности совмещать Горный институт в Ленинграде и гастроли с "Аквариумом" по всей стране.
В 1973 году Ф. познакомился с Борисом Гребенщиковым. По некоторым сведениям, это произошло на концерте группы "Фламинго". Но сам Михаил поддерживает официальную версию, по которой встреча произошла в метро, где герои опознали друг друга по конвертам пластинок "Муди Блюз" и "Джордж Майл". Файнштейн был приглашен на ставшее вакантным после ухода Эдмунда Шклярского место бас-гитариста. Михаил на тот момент стал самым опытным музыкантом в группе - он успел поиграть в группе "Фракция психоделии", правда, на соло-гитаре. Кстати, о наличии или отсутствии первичного музыкального образования у Файнштейна, а также о его роде и инструменте ходят противоречивые мнения. По версии Михаила, в детстве он учился в музыкальной школе по классу фортепиано. По официальной версии, основной особенностью его игры на бас-гитаре было умение навсегда забывать свою партию сразу после выхода с репетиции и на концерте ориентироваться на левую руку Гребенщикова. По той же версии, Файнштейну была свойственна полная неинформированность относительно названий песен и их текстов.
Файнштейн принял участие в первом публичном выходе на сцену "Аквариума" на некой свадьбе в ресторане "Трюм" и в записи второго мини-альбома группы - "Верблюд-архитектор". В отличие от Джорджа и Дюши, театром Горошевского не увлекся, но принимал участие в спектаклях как музыкант оркестра.
После института Ф. отправился в армию рядовым. По легенде, он проявил там художественные способности и оформил ленинскую комнату.
Имея склонность к коммерческой деятельности, взялся за вначале эфемерную, а затем не слишком благодарную роль директора "Аквариума".
Когда был создан Ленинградский рок-клуб, Михаил, также как Гребенщиков, Дюша, а впоследствии и Джордж, вошел в его совет, продержался там дольше первых двух аквариумистов и даже возглавил ко-миссию по приему в клуб молодых групп.
Посте появления на басу Александра Титова переместился на перкуссию, а в конце восьмидесятых периодически поигрывал на полуигрушечных клавишных Casio, подаренных Джоанной Стангрей. Впрочем, на бас-гитаре Файнштейн в восьмидесятые годы играл в "Зоопарке", что зафиксировано на альбомах группы. Как и другое канонические аквариумисты, потрудился на первом альбоме группы "Кино". Он еще раз вернулся к бас-гитаре в "Аквариуме" осенью 1989 года, отыграв несколько концертов после ухода Александра Титова и до появления Сергея Березового.
Период рок-н-ролльной оттепели стал золотым периодом не только для всего "Аквариума", но и для Файнштейна в частности. Наступило время первого крупного частного концертного менеджмента, связанного с организационными и финансовыми персональными рисками. Михаил не только успешно организо-вывал концерты по всей стране на огромных площадках, умудрялся получать за них деньги для группы, но практически вырастил всех немногочисленных тогдашних рок-менеджеров. Ф. оставался директором "Аквариума" вплоть до самороспуска группы в 1991 году.
В 1990 году, правильно спрогнозировав ситуацию, выступил инициатором создания Творческого Това-рищества "Сестра" - организации, призванной обеспечивать интересы и выгоды "Аквариума" по всем направлениям. В силу специфичности "Аквариума", финансово-юридической ситуации в стране, да и ско-рого самороспуска группы, а также других причин глобальные планы "Сестры" удалось воплотить лишь отчасти. Общедоступными детищами фирмы стали первое издание на виниле альбома "Десять стрел" (1992), плакат "Аквариума", но главное - первое официальное издание текстов "Аквариума" - "Дело мастера Бо". Эта книга была персональным делом Файнштейна, поскольку именно он, имея доступ к мно-жительной технике, еще в восьмидесятые стал выпускать столь популярные среди фанов и других посвященных компьютерные распечатки текстов группы под тем же названием, скрываясь за издательским псевдонимом "Фан-пресс". Многочисленные ходившие под разными издательскими самиздатовскими марками иные списки были перепечатками трудов Михаила. Также под крылом "Сестры" вышло два номера аквариумного вестника "Арокс и Штёр" и посмертная газета о Майке Науменко "Майк".
Файнштейн всегда был истинным любителем комфорта, пожалуй, единственным, понимающим его в общепринятом смысле. В разные годы он был обладателем лучшей аудио-техники, первого видеомагнитофона и автомобиля в группе.
В 1987 году вновь взялся за бас-гитару в основанной Дюшей группе "Трилистник". Одновременно он стал директором образовавшегося ансамбля.
Ф. был задействован в цикле телеспектаклей Ленинградского телевидения по мотивам ирландских сказок, музыку к которым писал Дюша, не только как музыкант, но и как актер. Его актерская судьба продолжилась на съемках фильма Сергея Дебижева "Два капитана-2". В первой полной версии картины он был одним из основных действующих лиц, после сокращения ленты в угоду телевидению и прокатчикам роль Файнштейна, как и многих других, свелась к эфемерному минимуму.
Ф. принимал участие в концертах на 25-летие "Аквариума" в "Лужниках" и "Юбилейном", играя на перкуссии. После чего на сцене ни с одной группой замечен не был.
В ноябре 1997 года открыл в Санкт-Петербурге вместе с приятелями полузакрытый клуб "Гараж", призванный стать местом отдыха гонщиков и культурной богемы. Через полгода клуб прекратил свою работу по не зависящим от Михаила причинам.
Некоторое время работал PR-директором на CD-заводе Андрея Тропилло.

Анна Черниговская

Б.Г. и группа АКВАРИУМ:

Статьи


Реклама:

Архив_инфы_Вся_рок_музыка

ROCKHELL.spb.ru _All_About_Hard&Heavy_Music
Ad © 2001
Best viewed with IE/Opera 5 or higher