ROCKHELL.spb.ru €нформационный ресурс мировой рок-культуры  
Rockhell: новости рок музыки, афиша рок и метал концертов
информация_о_рок_группах!
Главное Меню
Eric Clapton: Статьи
Группы и Исполнители:

Новости сайта
Рок-новости
Главный Архив

Борт-журнал
Афиша

Форум
Ссылки
Контакты


ROCKHELL.spb.ru

Дата публикации: 04.2002
Прислала: Бочкарева Лиза
Источник: "МЕЛОДИЯ" №4 1990

Эрик Клаптон: Хроника

Она посвящена всем тем, кто любит этого, пожалуй, одного из лучших в истории рок-музыки, британского гитариста, а также выходу в свет второго по счету в нашей стране его лицензионного альбома "Медленная рука" (первый, "Эрик Клаптон был здесь", выпущен фирмой "Мелодия" несколько лет назад).
Эрик Патрик Клаптон родился 30 марта 1945 года недалеко от Лондона. Бросив художественный колледж, где он у> млея, Эрик, не переставая заслушиваться композициями Чака Берри, Мадди Уотерса, Роберта Джонсона, Билла Брунзи, Скипа Джеймса, Бадди Гая, Сонни Бой Уильямсона и Би Би Кинга - всех ведущих блюзменов того да и, пожалуй, нашего времени - сам взял в руки гитару и уже никогда больше ее не выпускал. А с семнадцати лет начал выступать уже в профессиональных ансамблях. Сначала это - "Алексис Корнерз Блюз Инкорпорейтид", где в 1962 году Клаптона можно было увидеть вместе с Миком Джаггером. Затем - "Рустерз", исполнявший композиции в основном негритянских мастеров блюза: Мадди Уотерса и Вилли Диксона, "Кейзи Джонс энд зе Энджиниэрз" - год спустя. Кстати, в "Рустерз" Эрик играл вместе с Брайаном Джонсом, будущим гитаристом легендарных "Роллинг Стоунз".
Впервые имя Клаптона появилось на обложке пластинки, вышедшей в 1964 году и называвшейся "Файв лив ярдбердз". Именно тогда он начал по-настоящему серьезно работать в группе "Ярдбердз", куда помимо него вошли: Кейт Рельф (вокал, гармоника), Поль Кэмбелл-Смит (бас гитара), Крис Дрежа (ритм гитара) и Джим МакКарти (ударные). Квинтет исполнял музыку, отличавшуюся от модели ритм-энд-блюза, принятой на вооружение "Роллинг Стоунз", хотя первые синглы и имели определенное сходство с некоторыми композициями уже знаменитой пятерки их соотечественников. Спустя несколько месяцев после выхода в свет упомянутого альбома, Эрик Клаптон записывает свою, ставшую одним из эталонов рока, песню "Для твоей любви" и покидает группу, уступив место лидер-гитариста Джеффу Бэку.
Шел 1965 год. К тому времени Эрик уже достаточно хорошо поднаторел как мастер блюзовой гитары, чему доказательством - его неповторимые соло в композициях "Пять долгих лет" и "Луиза". И поклонники этого жанра не удивились, когда в следующем году увидели имя Клаптона в составе ансамбля Джона Мейолла "Блюзбрейкерз". Квартет выглядел следующим образом: Джон Мейолл (вокал, пианино, орган, гармоника), Эрик Клаптон (гитара), Джон МакВи (бас-гитара) и Хью Флинт (ударные). Для Эрика это был своеобразный университет, где он мог еще больше отточить свое мастерство, что в принципе и сделал. Но записав с ансамблем в 1966 году альбом "Джон Мейоллз Блюзбрейкерз уиз Эрик Клаптон", он покидает ее, чтобы открыть наиболее яркую страницу в своей творческой биографии, вошедшую в историю рок-музыки под названием "Крим".
Просуществовав всего два года (в ноябре 1968-го в Лондоне состоялся последний концерт), это супер-трио буквально потрясло весь музыкальный мир. И как бы ни старались его многочисленные последователи копировать или развивать творческие идеи группы, повторить то, что она сделала, не удалось никому. В "Крим" действительно вошли музыканты экстра класса. Бас-гитарист, пианист, композитор и певец Джек Брюс (Джон Саймон Ашер Брюс, родился в 1943 году) играл, как и Клаптон в свое время, в "Алексис Корнерз Блюз Инкорпорейтид" и "Джон Мейолз Блюзбрейкерз", а также в "Зе Грехэм Бонд Организейшн" и ансамбле Манфреда Мэнна. Как видно, школа более чем хорошая. Ударник Джинджер Бейкер (Питер Эдвард Бейкер, родился в 1939 году) также работал в "Алексис Корнерз Блюз Инкорпорейтид" и "Зе Грехэм Бонд Организейшн". Третьим стал Эрик Клаптон.
Дебютный альбом трио "Фред Крим", вышедший в 1966 году, по мнению критики, получился довольно напыщенным. Все могло скатиться с первых же шагов к чистой коммерции, но этого не произошло, благодаря солидному творческому багажу участников группы. Уже вторая пластинка "Дизраэли Джирз" (1967 год) блестяще это доказала. Такие композиции с нее, как "Саншайн ов йор лав" и "Стрендж Брю", просто завораживали своей мощной и сочной мелодией, доминантой которой была гитара Клаптона, чей, местами похожий на голос, тон Эрик позаимствовал, творчески переработав, у черных блюзовых гитаристов. Кстати, первую упомянутую песню, как и большинство других, вошедших в репертуар группы, сочинил Джек Брюс в соавторстве с поэтом Питом Брауном, и она, как и "Стрендж Брю", сразу же попала в национальный хит-парад.
В 1968 году была выпущен третий по счету и последний "прижизненный" диск группы "Уилз ов Файер". Этот двойной альбом представлял собой смесь концертных и записанных в студии композиций - работу по тем временам новаторскую. И несмотря на восторженные отзывы критики и такой же прием публики, финиш был близок, так как внутренние противоречия между музыкантами обострялись от месяца к месяцу. В прессе все чаще стали появляться различные слухи о скором развале супер-трио, о том, что Клаптон выдохся и устал. Когда в 1969 год вышел в свет альбом под названием "Прощай Крим", занявший в национальном хитпараде Великобритании "Топ Тен" (десять лучших пластинок недели) первое место, все было уже кончено, - Джек Брюс покинул группу, которая автоматически прекратила свое существование. О творчестве "Крим" нужно говорить особо, но то, что этот ансамбль сыграл огромную роль в эволюции рок-музыки, доказав, что она может стать серьезной духовной пищей и для интеллектуалов, а также стоял у колыбели рождавшегося утяжеленного звучания, бесспорно.
Оставшись вдвоем с Джинджером Бейкером, Эрик Клаптон решил не складывать оружия и собрал новый суперсостав, но на этот раз уже под другой вывеской. Так появилась на свет недолго просуществовавшая группа "Блайнд Фейт", куда вошли помимо Клаптона и Бейкера: Рик Греч (бас гитара) и Стив Уинвуд (вокал и клавишные), знаменитый по популярнейшей во второй половине шестидесятых "Тэффик". Квартет дал несколько концертов в Лондоне и Нью-Йорке, выпустил единственный альбом под тем же названием, который занял в хит-параде первое место, и в том же году распался. По-видимому, сама идея рок-звезд, собранных вместе, стала чадить. Да и сам музыкальный материал начал уже где-то повторяться, превращаясь в устойчивый блюз-роковый стандарт.
Расставшись с идеей "Бланд Фейт", Клаптон чуть было не оказался в рядах именитых сешн-музыкантов, тем более, что подобный опыт у него уже имелся. Еще до времен "Крим" он участвовал в записи пластинки американского блюзового певца Сонни Бой Уильямсона, на знаменитом "белом" альбоме "Битлз" 1968 года в песне "Уайл май гитар джентли уипс" звучит его прекрасное гитарное соло. В 1969-ом он участвует в акции Джона Леннона и Йоко Оно под названием "Фестиваль мира в Торонто", еще через год записывает в студии вместе с автором тройной диск Джорджа Харрисона "Ол сингз маст пас", а в 1971-ом вместе с Бобом Диланом, Леоном Расселом, Ринго Старром, Билли Престоном появляется на концерте, посвященном трагической ситуации в Бангладеш, который организует Харрисон. Период творческой нестабильности длился у Клаптона вплоть до 1974 года. За это время он выпустил с группой "Дэрек энд зе Доминоз" альбом "Лейла" (1970); в том же году сольный диск "Эрик Клаптон", куда вошла переработанная им композиция Джей Джей Кэла "Афтер миднайт", ставшая хитом в 1973 году - пластинку "Рейнбоу консерт". В том же году вместе с Элтоном Джоном, Тиной Тернер и группой "Зе Ху" Клаптон участвует в съемках фильма Кэна Рассела "Томми" по одноименной рок-опере этого знаменитого британского квартета.
С появлением в 1974 году альбома "Океанский бульвар 461) в творческой биографии Эрика Клаптона наступает этап стабильности. В записи этой неожиданно цельной и зрелой пластинки приняли участие помимо самого Клаптона: Дик Симз (клавишные), Карл Рэдл (бас гитара), Джордж Терри (гитара) и Джейми Олдейкер (ударные). Она буквально сразу же попала в национальный британский хит-парад, заняв в нем третье место, а композиция с нее "Я застрелил шерифа", из репертуара звезды рэггей Боба Марли, - девятое.
В 1975 году выходят сразу два диска: "В каждой толпе есть кто-то" и уже упоминавшийся в начале статьи - "Эрик Клаптон был здесь". Параллельно Клаптон участвует в записи очередных пластинок своих друзей: Джорджа Харрисона - "Темная лошадка" и Ринго Старра - "Ротагравюра Ринго". Через год он выпускает неплохой альбом "Нет причин плакать", который попадает в хит-парады Европы и Америки. Затем следуют - "Медленная рука" (1977), выпущенный сейчас "Мелодией" в лицензионном варианте; "Бэклис" (1978 г.); "Только одна ночь" (1980); "Еще один билет" (1981); "Отрезки времени" (1982); "Деньги и сигареты" (1983). Кстати, с каждой новой пластинкой число композиций, написанных самим Клаптоном, постоянно растет, хотя многие из них, добротные и выдержанные в законах жанра, нередко повторяют друг друга.
В 1983 году Эрик Клаптон принимает приглашение участвовать вместе с экс-гитаристом "Лед Зеппелин" Джимми Пейджем и своим преемником по "Ярдбердз" гитаристом Джеффом Беком в грандиозном концерте в королевском Альберт Холле в Лондоне. По мнению прессы, посвятившей не одну статью этому событию, он продолжает оставаться одним из лучших рок-гитаристов нашего времени, что подтверждают его очередные работы - альбомы "За солнцем" (1984 год, в записи принял участие Фил Коллинз) и ставший золотым "Август" (1986).
Совершив в 1988 году большую гастрольную поездку по США и Канаде с музыкальным материалом со своего юбилейного диска "Перекрестки" (сборник лучших вещей, посвященных четверти века на рок-сцене), Клаптон вернулся на родину и продолжил работу в студии, которую он не прерывает вот уже много лет.

Сергей МУРАВЬЕВ

Eric Clapton:

Статьи


Реклама:

Архив_инфы_Вся_рок_музыка

ROCKHELL.spb.ru _All_About_Hard&Heavy_Music
Ad © 2001
Best viewed with IE/Opera 5 or higher