|
Дата публикации: 12. 2002
Прислала: Маринкина Татьяна
Источник: Бондаренко В. В., Дроздов Ю. В. "Энциклопедия популярной
музыки". Минск, 2002.
DEEP PURPLE
1968, Великобритания
Исходный состав: Род Эванс (19.01.1947) -вокал; Ричи
Блэкмор (14.04.1945) - гитара; Ник Симпер (3.11.1945) - бас; Джон
Лорд (9.06.1941) - клавишные; Йан Пэйс (29.06.1948) - ударные
Инициатором создания DEEP PURPLE оказался Крис Кёртис (26.08.1941),
барабанщик известной в середине 60-х бит-группы THE SEARCHERS. В 1966
г. он решил создать новый проект, участники которого отличались бы высочайшим
профессионализмом. Кёртис одним из первых в Англии понял, что грядет
эпоха высокотехничных групп и музыкантов-виртуозов. В конце 1967 г.
он остановил свой выбор на клавишнике Лорде (THE BILL ASHTON COMBO,
RED BLUDD'S BLUSIANS, THE ARTWOODS, SANTA BARBARA MACHINE HEAD, THE
FLOWERPOT MEN) и гитаристе Блэкморе (SCREAMING LORD SUTCH AND THE SAVAGES,
THE OUTLAWS, NEIL CHRISTIAN AND THE CRUSADERS). В начале 1968 г. проект
назвали ROUNDABOUT, в него вошли также басист-вокалист Дэйв Кёртис и
барабанщик Бобби Кларк. Сам Крис Кёртис рассчитывал на место вокалиста.
Однако уже в марте 1968 г. ситуация изменилась - лидерство в ROUNDABOUT
захватили Лорд и Блэкмор,
настоявшие на уходе Кларка и двух Кёртисов. Им на смену после долгих
прослушиваний пришли одаренный ударник Пэйс (MI5, THE MAZE), басист
Симпер (THE NEW PIRATES, THE FLOWERPOT MEN) и вокалист Эванс (MI5, THE
MAZE). Название сменилось на DEEP PURPLE (в честь одноименной песни
Бинга Кросби) - так сформировался первый классический состав группы.
В марте 1968 г. DEEP PURPLE подписали контракт с американской фирмой
звукозаписи "Tetragrammoton", a 20 апреля группа дала свой
первый концерт в датском городке Таструп. Изначальная ориентированность
DEEP PURPLE на американский музыкальной рынок имела следующие негативные
моменты. Во-первых, ставка делалась на кавер-хиты ("Kentucky Woman"
Нейла Даймонда (US-38), "Hush" Джо Сауса (US-4) и др.), во-вторых,
сама стилистика группы базировалась в рамках ординарного прогрессив-рока
тех лет и, наконец, в третьих, DEEP PURPLE не были известны у себя на
родине. Однако быстрое падение интереса к DEEP PURPLE в США (уже третий
альбом группы поднялся только до 162-го места в американских чартах)
заставило музыкантов резко изменить выбранный курс. Блэкмор,
оценив все перспективы английского музыкального рынка конца 60-х, пришел
к выводу, что DEEP PURPLE нужно начать играть более тяжело и энергично,
т.е. прийти к хард-року (успех LED
ZEPPELIN служил тому наглядным примером). По настоянию Блэкмора
в июле 1969 г. из состава DEEP PURPLE были выведены Эванс и Симпер -
они, по мнению гитариста группы, мыслили и играли по-старому. Освободившиеся
вакансии заняли обладатель высокого мощного вокала Йан
Гиллан (19.08.1945) и басист Роджер
Гловер (30.11.1945). В DEEP PURPLE оба пришли из команды EPISOD
SIX, причем Гловер лишь в последний
момент решился на переход. Получившийся в результате второй состав DEEP
PURPLE принято называть "золотым".
Начали реформирование DEEP PURPLE экспериментальной работой: записью
сюиты Лорда в сопровождении симфонического оркестра. Гиллан
здесь впервые попробовал свои силы в качестве текстовика. Легкое недоумение
критиков и слушателей исправил альбом "Deep Purple In Rock",
вышедший на 4-е место в Англии. Успех диска не был случайностью: DEEP
PURPLE удалось точно уловить новые веяния и стать одними из законодателей
хард-рока - стиля, захватившего в начале 70-х лидирующие позиции на
мировой музыкальной сцене. Музыка DEEP PURPLE оказалась своеобразной
квинтэссенцией хард-рока: динамичной, жесткой, обрамленной элементами
барокко, джаза и рок-н-ролла, с характерным "парящим" вокалом
Гиллана и виртуозными дуэлями
гитары Блэкмора и органа
Лорда. Легкость, с которой группа исполняла свой репертуар на концертах,
была поразительной, а постоянные импровизации стали залогом непрекращающегося
интереса к ее концертным альбомам, давно обретшим в дискографии DEEP
PURPLE равенство со студийными пластинками.
Наивысшего творческого расцвета DEEP PURPLE достигли в конце 1971 г.
когда записали материал к диску "Machine Head". Произошло
это в швейцарском городе Монтрё, именно там родилась композиция "Smoke
On The Water" (US-4), ставшая благодаря гитарному риффу Блэкмора
своеобразным гимном хард-рока. Но и остальные композиции по праву могли
претендовать на классику стиля, это - "Highway Star", "Pictures
Of Home", "Space Truckin'", "Maybe I'm A Leo".
22 апреля 1972 г. "Machine Head" натри недели возглавил британские
чарты; позднее в США он стал 7-м. Последовавшее в июле мировое турне
подтвердило претензии DP на титул королей хард-рока.
Однако груз славы и утомительных турне стал отрицательно сказываться
как на качестве композиций, так и на взаимоотношениях между членами
группы. Музыканты резко сократили репетиции в студии, Блэкмор,
в довершение ко всему, развернул "войну" против Гиллана
и Гловера. Записав малоубедительный
альбом "Who Do We Think We Are" (UK-4/US-15) и дотянув до
конца контракта, ушел Гиллан.
Негласный бойкот вынудил покинуть DEEP PURPLE и Гловера.
Третий состав DEEP PURPLE сформировался достаточно быстро: уже осенью
1973 г. в группу влились басист Гленн
Хьюз (21.08.1952, TRAPEZE) и вокалист Дэвид Ковердэйл (22.09.1949,
FABULOSER BROTHERS). Характерной чертой нового состава стал вокальный
дуэт Хьюза и Ковердэйла, кроме
этого акценты в музыке DEEP PURPLE сместились под влиянием "новобранцев"
в сторону хард-фанка и соула. Альбомы 1974 г. имели большой успех как
в Британии, так и в США, однако угадывать характерный почерк DEEP PURPLE
за композициями типа "Hold On" становилось все труднее. 6
апреля 1974 г. на фестивале в Калифорнии группа взяла свой последний
громкий аккорд - на сцене
Блэкмор сначала гитарой разбил телекамеру, а потом разлил и поджег
целую канистру керосина. Огонь моментально добрался до аппаратуры и
последовавшая взрывная волна едва не стерла с лица земли самих музыкантов.
Внутренние разногласия в DEEP PURPLE достигли предела к весне 1975 г.
Не нашедший общего языка с Ковердэйлом и Хьюзом
Блэкмор 21 июня 1975 г.
оставил группу (к этому времени у него уже была создана своя команда
- RAINBOW). Блэкмора
заменил американский гитарист Томми
Болин (18.04.1951 - 6.12.1976), ранее выступавший в JAMES
GANG и вместе с джаз-роковым ударником Билли Кобхэмом. Но пристрастие
Болина к сильным наркотикам
не дало DEEP PURPLE дожить до своего десятилетия - 19 июля 1976 г. было
официально объявлено о распаде хард-роковой легенды.
Выходившие в последующие восемь лет сборники и концертники DEEP PURPLE
засвидетельствовали непрекращающийся интерес слушателей к наследию группы.
Например, сборник лучших вещей "Deepest Purple" в 1980 г.
возглавил британский хит-парад. Все это само по себе наводило на мысли
о возможном воссоединении DP в "золотом" составе. И в конце
1983 г. камбэк состоялся. Хотя карьеры, сделанные Гилланом,
Гловером, Блэкмором,
Лордом и Пэйсом вне DEEP PURPLE, совсем неудачными назвать нельзя, все
же никому из музыкантов не удалось даже приблизиться к славе DEEP PURPLE.
Гиллан вместе со своим аккомпанирующим составом достаточно высоко котировался
в конце 70-х - начале 80-х в Англии (например, альбомы "Glory Road"
и "Future Shock" попали в Топ-3), однако к 1982 г. финансовые
дела Гиллана оказались на нуле
(именно по этой причине певец вскоре оказался в BLACK
SABBATH). Джон Лорд в 1976 г. создал вместе с Йан Пэйсом и Тони
Эштоном кратковременный проект PAL, а в 1978 г. присоединился к группе
Ковердэйла WHITESNAKE. Много
внимания Лорд также уделял сольным работам экспериментального характера.
В WHITESNAKE также пришел и
Пэйс (июль 1979 г.), позднее (в 1982 г.) перешедший в группу Гэри
Мура. Роджер Гловер, давно
проявивший себя в качестве грамотного и удачливого продюсера, с 1979
г. выступал в составе RAINBOW Ричи
Блэкмора.
Одиннадцатый студийный альбом DEEP PURPLE (UK-5/US-17) появился в 1984
г. и разошелся по миру многомиллионным тиражом. Новый диск был выдержан
в старых добрых традициях группы, конечно, с учетом новых реалий музыкального
рынка. Воссоединение DEEP PURPLE произошло в то благоприятное время,
когда, во-первых, началась "реабилитация" всех "старых"
коллективов, а во-вторых - на пике популярности находился хэви-метал.
DEEP PURPLE же давно считались одними из пионеров тяжелого металла.
Новые хиты группы ("Perfect Strangers" (UK-48) и "Knocking
At Your Back Door" (UK-68/US-61)) показали, что музыканты стремятся
жить не только за счет своих былых заслуг.
К сожалению, искусственность, в изрядной доле присутствовавшая в камбэке
DEEP PURPLE, проступила очень быстро - уже в 1986 г. Блэкмор
противопоставил себя остальным коллегам и в первую очередь Гиллану.
Неудивительно, что следующий альбом "House Of Blue Light"
(UK-10/US-34) получился второразрядным. Конфликт разрешился в 1989 г.
с уходом Гиллана. На место вокалиста
DEEP PURPLE Блэкмор предложил
своего бывшего коллегу по RAINBOW
Джо Линн Тернера, с которым и был записан альбом 1990 г. Но к 25-летию
DEEP PURPLE менеджмент потребовал вернуть Гиллана.
Несмотря на полную отчужденность гитариста и вокалиста, диск 1993 г.
"The Battle Rages On" (UK-21) оказался высококачественным.
Тем не менее это не остановило Блэкмора
- 17 ноября 1994 г. в Хельсинки прошел его последний концерт в DEEP
PURPLE. Блэкмора спешно
заменили гитаристом-виртуозом Джо
Сатриани, с которым группа и довела турне до конца.
Перестало DEEP PURPLE трясти от смены составов только с приходом в 1995
г. гитариста Стива Морса (28.07.1954;
DIXIE DREGS, KANSAS).
Морс успешно прижился в DEEP
PURPLE и уже успел записать с группой два студийных диска. Продукция
современных DEEP PURPLE отличается намеренной обезличенностью, а музыкальный
ряд служит в основном для демонстрации вокального мастерства Гиллана.
Изменения состава
1969: - Эванс и Симпер; + Йан Гиллан,
вокал, и Роджер Гловер, бас
1973: - Гиллан, Гловер,
+ Дэвид Ковердэйл, вокал, и Гленн
Хьюз, бас, вокал
1975: - Блэкмор; + Томми
Болин, гитара, вокал
1984: состав 1969-1973 годов
1989: - Гиллан; + Джо Линн Тернер,
вокал
1994: - Блэкмор, + Джо
Сатриани, гитара
1995: - Сатриани. + Стив
Морс, гитара.
|
|