ROCKHELL.spb.ru €нформационный ресурс мировой рок-культуры  
Rockhell: новости рок музыки, афиша рок и метал концертов
информация_о_рок_группах!
Главное Меню
IRON MAIDEN: Статьи
Группы и Исполнители:

Новости сайта
Рок-новости
Главный Архив

Борт-журнал
Афиша

Форум
Ссылки
Контакты


ROCKHELL.spb.ru

Дата публикации: 09. 2004
Прислал: Виктор Мамонтов
Источник: Hatros #4, 2004

IRON MAIDEN: Четвертая жизнь "Железной девы"

NWOBHM. New Wave Of British Heavy Metal. Магические слова, знакомые каждому мало-мальски знакомому с тяжелой музыкой человеку. Смешная и странная на взгляд нынешних мальцов - фантатов new metal - музыка. Они и представить не могут, что не будь той "новой волны", что накрыла Британию, а затем и весь мир рока на рубеже десятилетий (70-80) подобно цунами, невозможны были бы и все современные металлические жанры: power и pomp, thrash и death, grind и black… Как в своё время вышли из неуклюжей музыки первых металлических групп METALLICA и MEGADETH, HELLOWEEN и KREATOR, так само появление NWOBHM произошло не в воздухе. Прямыми, но вечно отрицавшими отцовство, родителями ее были замшелые британские хардовики - DEEP PURPLE, BLACK SABBATH и LED ZEPPELIN. Немалый вклад, конечно, по большей мере философский, внес в нее панк-рок, такой гибельно популярный в чопорной старушке Англии на излете 70-х.
New Wave Of British Heavy Metal. И как синоним термина - имя группы, занесенной волею капризной барышни-Судьбы в самые истоки жанра. Имя ей IRON MAIDEN. Да и само появление этого термина напрямую связано с делавшей первые, но самоуверенные шаги командой: лето 1978-го, статья о новых разрушителях спокойствия IRON MAIDEN в журнале Sounds. Ее автор, Джефф Бартон, будущий основатель металлического журнала Kerrang! неосторожно бросил фразу, которой суждено было попасть в историю.
Эта статья не ставит целью в стотысячный раз пересказать всю историю IRON MAIDEN. Нет, спасибо, это уже делалось много раз людьми более осведомленными и компетентными. Но многие, часто очень важные вещи забываются с годами. И, думаю, неплохо кое-что кое-кому иногда напоминать. Любить Музыку для меня - то же, что любить Родину (пусть простят мне такое кощунство истинные патриоты, а не простят…). Не знать ее истории - всё равно, что быть иваном-не-помнящим-родства. Впрочем, события последних трех лет вновь возбудили интерес к команде, чьи золотые времена, казалось, навсегда канули в лету. Причина проста: феномен, если только он не поддельный, вечен. Он может угасать на время и скромно тлеть в углу, но наступает нужный момент, и он вспыхивает с новой силой. Пусть не всегда его пламя столь же яркое и горячее, как в дни шальной молодости: мы ведь тоже не становимся моложе, и даже те, кому сегодня 20, через пяток лет будут ловить на себе ироничные взгляды пятнадцатилетних. В этом нет печали - никто не живет вечно, а старость - вовсе не пачка прожитых лет в кармане…

ЖИЗНЬ 1: RUNNING FREE

Впрочем, я слишком далеко ушел от главной темы разговора.
Основатель IRON MAIDEN Стив Харрис определил свою судьбу уже в 15 лет, решив выбор между футболом, остающимся по сей день неугасаемой страстью пробитого металлера, и тяжелой музыкой в пользу последней. Первую басуху он купил за какие-то 40 фунтов, а среди его первых групп были никому не ведомые ныне (да и тогда) GYPSY'S KISS и SMILER, пока утомленный вторыми ролями парень не отважился на создание собственной команды: так в 75-м появилась IRON MAIDEN. В отличие от буги и невнятного hard rock предшествовавших составов, IRON MAIDEN устремились к жесткой напористой музыке, равной которой в Британии, да и во всем мире не было. Прежде чем состав принял более или менее стабильный вид, достойный уровня самого Харриса, в нем перебывало великое множество инструменталистов и певцов, среди которых Пол Дэй и Деннис Уилкок, Терри Рэнс и Пол Салливэн, Боб ДэАнжело и Рон Ребел, Терри Уопрэм и Тони Мур, Барри Паркинс и Дуг Сэмпсон… Однако те, кто стал истинными соратникам, собирались как крупицы золота из грязи: гитаристы Дэйв Мюррэй и Эдриан Смит, барабанщик Клайв Бурр и вокалист Пол ДиАнно.
От первых гигов на окраины Лондона и записанных по дешевке демо-тейпов к 80-му группа выросла настолько, что ее популярность стала всебританской, имя не сходило со страниц зарождавшейся металлической прессы, а необходимость выпуска первого диска становилась фатальной.
Дебютный сингл IRON MAIDEN "Running Free" поразил музыкальный бизнес наповал: новички оказались на 44 месте в национальных чартах и получили приглашение от BBC выступить по ТВ. Они его приняли… поставив условие, что будут играть "живьем", чего не делалось со времен триумфального шоу THE WHO восемью годами раньше! В апреле 1980-го одноименный дебют IRON MAIDEN открыл победное шествие NWOBHM по планете: двухгитарная атака, жесткий басовый драйв, агрессивная голосовая подача, символ группы - монстрик Эдди, всё это на долгие годы стало не только торговой маркой группы, но и тождеством самого heavy metal. Короткие скорострельные песни - виниловые версии автомата "Узи". Непричесанное поколение волосатиков вышло из подвалов и гаражей. Они не танцевали диско и плевали на примитивный панк, а когда их кумирам IRON MAIDEN предложили постричься и заиграть попроще, те послали всех на…
Второй альбом команды Харриса "Killers" (1981) поднял IRON MAIDEN на невиданные до тех пор андеграундом высоты, но ситуацию осложнила необходимость расстаться с вокалистом. ПолДианно перестал быть частью звука банды. Пришла иная эра: с появлением в IRON MAIDEN нового голоса, стала меняться и музыка команды, меняться не по дням, но оп часам.

ЖИЗНЬ 2: RUN TO THE HILLS

Дикинсона проверили "на вшивость" в коротком итальянском турне и нескольких "домашних" концертах, однако настоящий экзамен он с честью выдержал на апокалиптическом металл-блокбастере "The Number Of The Beast". Харрис был доволен до одури: новый вокалист не просто давал надежды на уникальное будущее, оно уже наступило! Сингл "Run To The Hills" огреб 7 место в чартах, а сам альбом умудрился стать первым металлическим диском, поразившим насмерть британский хит-парад (№ 1!!!). Новый франтмен, кроме всех прочих плюсов (сценический имидж и способность уживаться с остальными музыкантами), писал отличную музыку. Ясно, что тандем Харрис/Дикинсон мог горы свернуть, и Стив с радостью уступил одиночное лидерство в этом вопросе.
Турне с Дикинсоном во фронте следовали беспрерывно на протяжение всех лет пребывания его в группе: Япония и Германия, Скандинавия и Штаты, Канада и Австралия... Мало кто из современников тогда мог собирать такое количество фэнов, сколько приходило на концерты IRON MAIDEN, не пропускали они и ни одного тяжелого фестиваля в Европе, Америке и на родине. Состав команды тем временем тоже претерпевал изменения: барабанами теперь заведовал Нико МакБрэйн.
Замечу, что с приходом Брюса музыка IRON MAIDEN стала резво прогрессировать и усложняться: альбомы "Powerslave" (1984), "Somewhere In Time" (1986) и особенно "Seventh Son Of The Seventh Son" (1988) по сути своей разрабатывали непаханное поле комплексного (если уж не вспоминать прогрессивный) металла. И если бы не погружение в рутину, вытолкнувшее Дикинсона из рядов IRON MAIDEN, кто знает, к чему бы всё это привело...

ЖИЗНЬ 3: SILICON MESSIAH

Потеря сразу двух неординарных бойцов (Эдриан Смит ушел еще раньше Брюса) в начале 90-х поставила IRON MAIDEN перед необходимостью поиска достойных "заменителей". И если приведенный Дикинсоном Дженик Герц оправдал все надежды, то ангажемент Блэйза Бэйли стал своего рода нонсенсом. Оба диска группы с его вокалом ("The X Factor" и "Virtual XI") пролетели если не коммерчески, то музыкально - точно. На сексуально-бытовом уровне слушать их - всё равно что глазеть на перекачанные силиконом женские прелести вместо того, чтобы прикасаться к настоящим. Ладно сам Бэйли, с него какой спрос, а вот куда смотрел Харрис, вот в чем загвоздка!
К 99-му в IRON MAIDEN наступило время собирать камни...

ПОЛ ДИАННО

Пол Дианно, первый вокалист IRON MAIDEN, родился в столице Великобритании 17 мая 1958 года. Среди любимых жанров называет панк и металл, а среди групп соответственно RAMONES и SEPULTURA.
ДиАнно очень честный человек, …до тошноты. Спросите его, что он думает по поводу нынешних IRON MAIDEN, и услышите массу забавных и нелицеприятных эпитетов в адрес бывших коллег. Что ж, Пол имеет на это право, как один из родоначальников звука "мэйденов", автор первых хитов команды, в конце концов, как классный вокалист, чей голос до прихода Брюса Дикинсона по праву считался торговой маркой британских металлеров. И он очень самостоятельный человек: позови его нынче назад IRON MAIDEN, он ни за что не согласился бы, ну, во всяком случае, это б им дорого обошлось, поверьте! Однако я отвлекся…
Как и все родоначальники IRON MAIDEN, ДиАнно в возрасте чуть старше 10 лет перебывал во множестве доморощенных хардовых групп и испытал влияние не только hard rock, но и punk. Тем не менее, все мы знаем, что ответили совсем юные металлисты на предложение постричь волосы и играть в этом жанре. Пол оказался в IRON MAIDEN по рекомендации приятеля Стива Харриса, с честью выдержав прослушивание и стопроцентно решив проблему с вокалистами, терзавшую лидера IRON MAIDEN с того самого момента, как он решил основать собственную металл-команду. Выразительный голос со стальными нотками, эмоциональный и режущий как стальное лезвие - то, что и было нужно в тот момент истории. Шел 1977-й, и до нашествия Новой Волны Британского Металла оставались считанные дни. "Мэйдены" стали одними из лидеров движения, послушайте первый сингл группы "Running Free", и вы поймете, почему.
А дальше была история взлета ДиАнно вместе с бандой, когда из безызвестности она уже с дебютным диском влетела на 4 место национального хит-парада, а на следующий год колесила по миру в одиночку и с так же ошарашенными популярностью JUDAS PRIEST, DIAMOND HEAD и PRAYING MANTIS. Они в легкую покорили Европу, играя всего навсего на разогреве у KISS и UFO. Второй альбом ("Killers", 1981) только подлил масла в дикое адское пламя успеха heavy metal. И доля Пола в этом успехе не может быть переоценена. Его голос, как и войс Халфорда отождествлялись с этой яростной музыкой.
Неожиданные и приличные по тем временам деньги, популярность, внимание всех (в том числе и молоденьких особ, не упускавших шанса отдаться таким же юным "звездам", обряженным в узкую кожу) и вся, статьи, фотосессии, интервью, скандалы, алкоголь и кое-что покрепче (что давало повод сравнивать ДиАнно с Боном Скоттом, вот только тот не выжил)…
О, сладкое бремя славы! Пол тогда безоговорочно верил в стиль жизни рок-звезды, и жил так на полную катушку, несмотря на крепчавшие протесты остальных участников команды. Его выкрутасы ставили группу на грань, с которой нетрудно было свалиться в бездну, а ведь она только что вышла из нее. В конечном итоге это стало медицинской темой, и IRON MAIDEN, хоть и с горечью в душе предложили парню "выйти вон". Официальная мотивация зиждилась на расхождении музыкальных взглядов Пола и остальных участников группы (он и вправду мог удивить всех, запев нечто блюзовое в пику металлическому драйву IRON MAIDEN). На сцене объявился экс-SAMSON Брюс Дикинсон - наглый и самоуверенный чувак с луженой глоткой, разделивший с "мэйденами" истинный триумф, в центре которого вполне мог оказаться ДиАнно. Но…
"Быть в IRON MAIDEN - всё равно что в группе, которой руководит Гитлер или Муссолини. Мы с Харрисом всегда ссорились из-за музыки, тем более что я писал лучше, чем он!, - говорит ДиАнно. - Не стану врать насчет Дикинсона, он - лучшее приобретение IRON MAIDEN за все годы существования. У него как раз тот голос, который подходит к такой музыке. Я понимаю, что он чувствовал, когда уходил из группы, его тоже достало однообразие. Тогда ведь они стали звучать как металлизированные STATUS QUO!"
Интересно, что уволенный из Maiden вокалист очень быстро взялся за ум ("…Я успокоился, но если вы мне насыпете пару дорожек, я не откажусь, ха-ха!"). Он принялся осваивать новые для себя музыкальные пространства в одиночку, и, надо отдать должное, смело. Первый его проект, озаглавленный DI'ANNO, уже в 84 выпустил одноименный альбом, тепло принятый критиками и фэнами. Возможно, этому способствовала репутация, заработанная Полом в прежней группе, а скорее всего - талант, который, как известно, не пропьешь. К сожалению, диск это не переиздается на CD, а интересен прежде всего тем, что музыка его - скорее традиционный рок с клавишными, нежели жесткий вариант металла, проповедовавшийся IRON MAIDEN.
Следующим шагом ДиАнно было участие в проекте GOGMAGOG, планировавшемся как рок-опера. В состав исполнителй, кроме Пола, входили и другие "майдановцы" Клайв Бурр и Дженик Герц. Жаль, но идея так и не обрела окончательную форму, а всё, что смогли реализовать участники проекта, это EP "I Will Be There". "Это была идиотская затея, и мы оказались втянутыми только из-за денег", - цинично признает Пол.
С тех пор наш герой решил сконцентрироваться исключительно на собственных проектах, и годы, начиная с середины 80-х по наши дни прошли в выпуске приличного количества дисков, носивших разные имена, но связанных лидерством ДиАнно. К сожалению (и не в последнюю очередь недоумению), добрая половина из них - зальники и сборники, но встречаются и по-настоящему классные вещи.
Группа Пола ДиАнно BATTLEZONE обнародовала свой первый альбом "Fighting Back" в 1986, обнародовав и решение его автора обратить внимание на более жесткий вариант тяжелой музыки: не только сама игра была металлизированной, но и вокал Пола стал более грозным и экстремальным (по тем временам, естественно). Чтобы подтвердить сей факт, скажу, что ушедший из BATTLEZONE в 87-м барабанщик Боб Фальк переместился не куда-то, а в трэшевый состав OVERKILL. BATTLEZONE же с разрывом в 1 год реализовали еще два отличных альбома - "Children Of Madness" и "Warchild" (опять же сборник). Неудивительно, что основным мотивом музыки этих дисков был трэшняк. BATTLEZONE затем прекратили свое существование в основном из-за полного отсутствия коммерческих достижений, но в 97-м ДиАнно возобновил деятельность группы, чьей лебединой песней (не считая сборника уже 2001-го года) пока можно считать "Feel My Pain", но кто знает, может мы еще услышим это название?
Тем временем, очередной забавой Пола становится стала команда KILLERS ( чуете, откуда ветер?!), на счету которой в 90-х было 2 крутейших альбома, в том числе и высочайшее, на мой взгляд, достижение ДиАнно - диск "Menace To Society" (1997) - мощный, заводной и мелодичный хэви-металл с неузнаваемым по "мэйденовским" временам голосом хозяина. Отличные риффы, скоростные тяжелые соло, жирный ритм и хриплый низкий (!!!) войс на зависть Максу Кавалере и Филу Энзелмо (SEPULTURA и PANTERA соответственно). Тень IRON MAIDEN, маячившая за его спиной все эти годы, похоже, окончательно отстала.
Погрязнув в выпуске всевозможных сборников и живых альбомов (и где только материала для них брал), KILLERS так и не сказали своего весомого слова в тяжмете, а ДиАнно уже устремился дальше.
Кстати, ныне Пол живет в Бразилии (он наполовину латинос, и уехал туда после отсидки в американской тюряге: алкоголь наркота, драки, сами понимает, до добра… и из "мэйденов" его ушли не в последнюю очередь за это), дружит с парнями из SEPULTURA, и одно время даже ходили упорные слухи о том, что он войдет в состав группы (это в связи с уходом Макса, не иначе), но далее совместного баловства дело не пошло: "Если бы они предложили мне такое, я бы не отказался". Даже одежда скейтбордиста, в которой постоянно ходит ДиАнно, производится фирмой Игоря Кавалеры: "Он буквально одевает меня. И если Фред Дёрст из LIMP BIZKIT считает, что первым стал использовать такой прикид, пошел он в задницу! Первым был я!"
Плодами "творчества" ДиАнно конца 90-х были разные, иногда весьма странные, вещи, например участие в юбилейных концертах PRAYING MANTIS (еще одна потухшая звезда NWOBHM), а равно и попытки доказать большую крутизну по сравнению с IRON MAIDEN (видать, этот комплекс - на всю жизнь) - как совместный проект с еще одним экс-"мэйденом" Деннисом Страттоном. Вы только почитайте названия релизов Пола тех времен: "The World's First Iron Man", "Beyond The Maiden", "Original Iron Men"…
На данный момент вся эта муть потихоньку продолжается, хотя время от времени ДиАнно берется за настоящее дело и выпускает что-то действительно стоящее, например сольный альбом 2000 года "Nomad" (записан живьем с участием двух нынешних музыкантов ANGRA). Годы не слишком изменили его - яростного рокера, пусть на лице - все плоды "звездного" существования. А недавно вышла его книга-биография, такая же угловатая и честная, как всё, что он делал: "Я знаю, что записал много дерьмовых альбомов, но ведь были среди них и совсем неплохие". Активность его, впрочем, не так велика, как хотелось бы, но что поделать: годы берут своё. "Я просто хочу продолжать", - говорит Пол о своих планах на будущее.
Да, вот о чем я еще подумал: а какими были бы IRON MAIDEN, останься там ДиАнно?

БЛЭЙЗ БЭЙЛИ

Блэйз Бэйли (настоящее имя Бэйли Кук) родился 29 мая 1963 г. в Бирмингеме - этой металлической кузне Британии. По преданиям, первой группой, в которой он стал петь, была никому не известная CHILDSPLAY (1983), но через пару лет прослышал о команде WOLFSBANE, которая искала вокалиста для комплектации состава. С этой бандой Бэйли выкатил три студийных диска (на Deaf American Records): "Live Fast, Die Fast" (1987), "All Hell's Breaking Loose At Little Kathy Wilson's Place" (1990), Down Fall The Good Guys" (1991) под чутким руководством Рика Рубина, а также "зальник" "Massive Voice Injection" (уже на Bronze Records).
WOLFSBANE активно гастролировали и имели стабильную популярность как разогревающая группа, в том числе и на концертах IRON MAIDEN. Именно в те годы Стив Харрис заприметил молодого и горластого Бэйли ("Мне тогда понравился его голос…"). Дело шло к развалу IRON MAIDEN, и лидер команды поневоле вёл подобные "путевые заметки". Когда же Брюс Дикинсон действительно покинул "Деву" на произвол судьбы, "мэйденам" пришлось прослушать не менее тысячи демо-пленок вокалистов, желавших горланить в живой легенде heavy metal. Напротив имени Блэйза Харрис сразу поставил жирную галочку, что, вероятно, и предрешило окончательный выбор. Так ББ оказался в рядах IRON MAIDEN.
Отвлекшись на минутку, скажу, что выбор сей мне до сих пор до конца не понятен, а потому напоминает ситуацию с Тони Мартином в "земляческой" команде BLACK SABBATH. Ладно Риппер Оуэн, которого JUDAS PRIEST ангажировали исключительно из-за схожести вокала (вернее, умении петь под Халфорда), он и работал-то до того в кавер-группе PRIEST. Бэйли, как и Мартин, обладающий весьма скромными вокальными способностями (конечно, в сравнении с ДиАнно и Дикинсоном, как Тони в сравнении с Оззи и Дио). Нет, вокал его силен и беспощаден, но лишен нюансности, умении лавировать среди музыкальных планов, следовать зову эмоций. Иными словами, сер он и ограничен для такой музыки.
Впрочем, и сама музыка IRON MAIDEN "времен Бэйли" есть, на мой взгляд нонсенс, баловство и попытка сохранить значительную мину при хреновой игре. С этой точки зрения, Блэйз подходил на все 100, тем более что, в отличие от мятежного, Брюса был довольно "гладкошерстным", и не претендовал на лидерство, как в плане творческих идей, так и в решении всех остальных вопросах, он "не рыпался".
Бэйли тут же "опрокинул" WOLFSBANE (которые, по слухам, так огорчились, что вскорости прекратили существование) и занял брешь на переднем плане IRON MAIDEN. Ему даже дали писать музыку! "The X Factor" - десятый студийник "мэйденов" появился в 1995, и… не стал сенсацией, даже такой, какой стали первые сольные эксперименты Дикинсона. Интересно, что уже на этом этапе у группы начались проблемы с новым приобретением: незадолго до выхода своего первого альбома в составе IRON MAIDEN Бэйли (заядлый мотоциклист) измудрился сломать ногу, выбыв из игры в момент, когда нужно было гастрольной атакой подтвердить боеспособность команды и поддержать весьма скромный релиз. Тем не менее, им повезло: Британия и весь хэви-металл встретили диск благосклонно.
Я думаю, ситуацию с освещением в музыкальной прессе деятельности IRON MAIDEN с Блэйзом Бэйли на борту можно смело отнести к тому, что принято называть PR. Иначе как объяснить те дифирамбы, которые пелись весьма средним по качеству дискам, выпуленным группой в то время, те хвалы, что рассыпались в адрес нового вокалиста, те восхищенные обзоры живых выступлений. Да я вообще не могу себе представить, как Бэйли пел материал Дикинсона (!!!). И тем не менее… "Я думаю, Бэйли справится. То, что сейчас делают IRON MAIDEN - для него" - Брюс Дикинсон.
В 96-м банда выпустила зальник "Best Of The Beast" на двух CD, а затем и второй альбом "Virtual XI", вновь подчеркивавший названием номер релиза. Видео с этого альбома действительно впечатляют использованием компьютерной графики, лазерной техники и прочей хрени, но вновь не могут скрыть за внешней шелухой то, что "брюсозаменитель" явно не дотягивал до общего знаменателя. "Блэйз абсолютно не подходил IRON MAIDEN, абсолютно, - говорит Пол ДиАнно. - Другое дело - его собственная группа, здесь всё круто".
Мало того, часть гастрльных выступлений по Европе пришлось отменить из-за болезни Блэйза. И тут уж не могли не покатиться всевозможные слухи о внутренних проблемах в лагере IRON MAIDEN: здоровье Бэйли ставило под вопрос концертную деятельность, из-за чего Стив Харрис все чаще "наезжал" на вокалиста, не разговаривал с ним месяцами и даже заставил его ездить на гастроли в отдельном автобусе. Это была настоящая беда. Во многом же, дело объяснялось довольно просто (и та же ситуация глодала JUDAS PRIEST, и BLACK SABBATH): упорхнувший Брюс, вдоволь наэкспериментировавшись, стал выпускать тяжелые произведения, выгодно отличавшие его от всё более угасавших IRON MAIDEN. Пришла пора принятия не слишком приятных решений.
Слухи о воссоединении группы оправдались (официально - в феврале 1999), хотя необходимость идти на поклон к Дикинсону вряд ли далась Харрису и компании легко. Им пофартило лишь то, что сам Брюс так же чувствовал - его место в IRON MAIDEN. После того как были улажены все юридические вопросы, о Бэйли просто замолчали, причем все. И лишь некоторое время спустя, "изгнанник" дал о себе знать, обнародовав удивительно мягкое заявление. Блэйз говорил о том, что условия его ухода были очень благоприятными, о том, что не держит обиды на членов IRON MAIDEN, о том, что планирует начать сольную карьеру и ищет надежных товарищей для этого шага: "Я был с этой командой пять лет, выпустил два альбома и синглы, которые стали "золотыми" во многих странах, участвовал в двух мировых турне, …это были фантастические годы! У меня нет сожалений по поводу потраченного впустую времени. Я многому научился у этих великих музыкантов, и теперь могу идти собственным путем. То, что, в конце концов, произошло, скорее всего - к лучшему. …Я не собираюсь возвращаться в WOLFSBANE, за эти годы у меня скопился свой песенный материал, и я решил начать сольную карьеру. Всё, что мне сейчас нужно, это хорошие музыканты, которые живут, дышат и ср*т металлом (!!!)".
Несмотря на такую благость, вы, вероятно, почувствовали, что в самом тоне послания сквозит растерянность и даже доля обиды, еще бы! Да и то верно, как, кроме предательства можно расценить тот пинок под зад, что получают верой и правдой служащие (пусть и в меру скромных способностей) великим группам "двойники" взбалмошных изгоев, ставящих своим уходом на грань развала еще способные к действию составы? И хотя то, что произошло с IRON MAIDEN (и, будем надеяться, равно и с JUDAS PRIEST), явно к лучшему (согласимся с Бэйли, ему-то уж виднее, чем нам!), не слишком приятно пахнет от этой кучи свежего навоза…
К чести Блэйза Бэйли, он оклемался быстро. Уже в 2000-м вышел первый диск его группы BLAZE (видать нашлись металлические серуны, пардон!) "Silicon Messiah" - грубоватый и прямолинейный вариант классического heavy metal, впрочем, неплохо воспринятый среднестатистическим фанатом тяжеляка. Плотные гастроли и неплохая поддержка в прессе дали возможность Блэйзу воодушевиться, расслабиться и забыть (хотя бы частично) горечь обиды на "железных девушек". Потому-то и второй его диск "Tenth Dimension" (2002), и живой сборник "As Live As It Gets" - гораздо интереснее дебюта, смелее и развязнее. Хотя команде Бэйли вовек не видать вершин хэви-металлического Олимпа (талантом-то парень не слишком богат), как крепкое подразделение второго эшелона жанра BLAZE крепки и надежны. Так что удачи и успехов тебе, старина Блэйз!

БРЮС ДИКИНСОН: ПОЛЕТ НАВИГАТОРА

Можно долго дебатировать насчет того, кто же из трёх вокалистов IRON MAIDEN был лучше, но все же лучше вспомнить слова одного из них, Пола ДиАнно. Можно долго и нудно рассуждать о том, насколько велика роль отдельного музыканта в рок-группе. В случае с IRON MAIDEN даже не пробуйте представить команду без Стива Харриса - прародителя, духовного лидера и вождя, мозгового центра, вокруг которого в разные годы и на протяжение четверти века вращались талантливые и не очень инструменталисты и певцы. Но то, что переход "мэйденов" от статуса "многообещающей" группы к положению лидирующей в heavy metal связан с именем Брюса "Сирены" Дикинсона, - факт неоспоримый.
Дикинсон родился 7 августа 1958 г., и его социальный статус прост, как пряник, - рабочий класс. Несмотря на приличные способности и шанс продолжить образование в высшей школе (за госстипендию), через очень короткое время Брюс вылетел оттуда с треском: "Меня исключили из школы за то, что я отлил в блюдо с обедом нашего директора. Представляете, как он удивился, обнаружив, что ему пришлось отведать?! В любом случае, порядки в викторианской школе были не для меня: бессмысленные требования и идиотские правила. Каблуки должны были быть определенной высоты, штаны не уже определенной ширины, а юбки - не короче, чем положено".
Может кто-то из вас помнит группу SAMSON одного из первых героев NWOBHM (новой волны британского хэви-металла) гитариста Пола Сэмсона? Независимо от вашего ответа, именно там начал карьеру певца Брюс Дикинсон (Брюс Брюс, как он называл себя тогда). Собственно говоря, команда Сэмсона играла лишь чуток металлизированный вариант хард-блюза, но голос вокалиста наводил на мысли о чем-то большем нежели утяжеленный вариант BTO или MOUNTAIN. "Когда мы впервые познакомились с SAMSON? Да они работали у нас на разогреве, - вспоминает Пол ДиАнно. - Тогда-то я впервые и увидел Брюса. Он вел себя как идиотский клоун, нет, как полный придурок! Но голос…"
SAMSON с Дикинсоном на микрофоне записали 3 альбома и поколесили по Британии. Но на большее, чем разогрев у тех же IRON MAIDEN у них не хватило сил. Это понимал и сам Пол, и остальные члены группы. Примерно ко времени такого осознания IRON MAIDEN уже были сыты по горло выходками ДиАнно ("Ему уже нельзя было доверять"). Так осенью 81-го Брюс оказался в команде Харриса. Он дебютировал на третьем диске IRON MAIDEN "The Number Of The Beast" (1982), и это был еще тот дебют!
Врать не станем, не все фанаты "Железной Девы" смирились с уходом ДиАнно: уж больно странным казался им пронзительный голос Дикинсона, слишком высоким и кричащим, мечущимся из регистра в регистр. Но большинство понимали - это голос самого металла, прочно становившегося на ноги, ведь в подобной манере (не буквально, конечно) тогда мог работать только Роб Халфорд. От тех и других Брюс сразу получил кличку "Сирена", с коей трудно не согласиться. И те, и другие не могли не признать высочайший класс тех вещей, что прозвучали на "Number". Именно уникальная техника Дикинсона, его голосовые данные позволили Харрису двинуть IRON MAIDEN в поход на Небеса, туда, куда не осмеливался шагнуть никто из живущих…
И покатило. Тогда, не считая трех "зальников" и сборных дисков Дикинсон прошел с "мэйденами" 7 студийных альбомов (2 нынешних пока не в счет) и несколько раз обогнул земной шарик по кругу (7 мировых туров!!!). Его сценический образ вошел в анналы - одна нога прочно зиждилась на мониторе (наша АРИЯ - лишь один из примеров подражания), его голос стал каноническим, а на вопрос о любимом члене IRON MAIDEN большинство фанатов не задумываясь отвечали - "Сирена". К IRON MAIDEN пришел не просто успех, это было всемирное признание. Команда до сих пор входит в пятерку самых крутых тяжелых рок-групп в истории, и роль Дикинсона в этом статусе невозможно переоценить.
Имидж музыканта всегда довлеет над его личностью, его образом жизни, повседневными заботами, увлечениями и интимной стороной существования. Если ты - звезда рок-н-ролла, это попросту не принято. Но Брюс тем-то и отличался от стандартного металл-идола: он был живым человеком, интересы которого не зацикливались на самой главной стороне жизни - музыке. Он увлекся фехтованием, да так, что в 80-х считался седьмым в рейтинге британских мастеров шпаги. Кто знает, ведь мир мог бы видеть его участником олимпийской сборной Британии, но зов heavy metal оказался сильнее.
О любви же Брюса к поездам просто легенды ходят. Самолеты он тогда просто ненавидел (а, скорее всего, боялся), зато знал наизусть расписание всех английских поездов. Доходило до курьезов: в 1984, когда "мэйдены" собирались в мировое турне, и отправной точкой служила Польша, Дикинсон предложил европейскую часть маршрута ехать на поезде, и только протест со стороны тур-менеджера заставил его отказаться от этой нелепой затеи. Зато в 1988 на фестиваль в Доннингтоне, чувак отправился по железной дороге, отдельно от остальных музыкантов. Доехав до Дерби, он пересел в обычный автобус, и в окружении изумленных фанатов добрался до места. Вот вам и рок-звезда!
По мере роста усталости и неудовлетворенности обитанием в одной из величайших групп мира, Дикинсон искал и другие, альтернативные, способы существования. В 1987-м он начал писать книгу "The Adventures of Lord Iffy Boatrace".
Хотя "Seventh Son Of A Seventh Son" (1988) стал не только пиком карьеры IRON MAIDEN в 80-х, но самым прогрессивным и сложным ее диском, со всей очевидностью обнаруживалась и рутинность дальнейшей деятельности команды, несогласие доброй половины состава (после всех перетурбаций здесь теперь играли действительно выдающиеся и самобытные музыканты) с диктатом Стива Харриса и выбранным направлением. Движение "Железной девы" к славе, по мнению лидер-гитариста Эдриана Смита (и Брюс разделял его), превратилось в бег на месте. А поскольку перемен не предвиделось, то и тот и другой недвусмысленно намекнули о желании уйти. Стив принял мудрое решение: он отправил команду в отпуск на год.
Вот тут-то и возник чудак Лорд Иффи, герой будущей книги, самозванный шотландский герцог, пытающийся развести богатеньких друзей на деньги, и автоматический пелвотрон - самопальная машинка для удовлетворения эротических стремлений, изобретенная дворецким Иффи… Тема сексуальных извращений почему-то настолько интересует Брюса, что одно из его развлечений - пытаться определить, как ведет себя в постели тот или иной индивидуум, чаще всего - какая-нибудь знаменитая личность. Это интересно еще и в свете недавних скандалов в британском правительстве, связанных с уличением многих министров малолетними мальчиками и использованием для самоудовлетворения абсолютно не сексуальных предметов (к примеру, апельсинов и телефонных шнуров).
Но самое главное, с чем был связан вожделенный отпуск, это выпуск первого сольника Дикинсона. Пока остальные "мэйдены" отдыхали и расслаблялись (Харрис, скажем, куражился с друганами из GOLDEN EARRING), Брюс полноформатно поработал над диском "Tattoed Millionaire" (релиз - в 1990-м) - эдакой ретроспективе британского тяжеляка. Наряду с довольно слабыми отголосками музыки IRON MAIDEN, здесь полно реверансов в сторону хард-рока, в частности AC/DC, чьи риффы буквально цитируются в некоторых композициях ("Tattoed Millionaire", "Hell On Wheels", "Dive! Dive! Dive!"). Но не беспокойтесь, "Millionaire" - истинно дикинсовский крикливый альбомец, несмотря на изрядную долю блюзовости и кавер Дэвида Боуи "All The Young Dudes". На горе тем (не будем тыкать пальцем), кто хотел бы видеть начало сольной карьеры Брюса в виде полного провала, альбом продемонстрировал зрелость "Сирены" не только в знакомом качестве певца, но и композитора. Повторюсь - америк и индий диск не открывает, но он очень неплох, актуален поныне и жизнеспособен. А гитарные партии отыграл не кто иной как Дженик Герц (экс-GILLAN BAND), чувак, который по рекомендации Дикинсона заменил Эдриана Смита уже на следующем релизе IRON MAIDEN. Первый блин не свернулся комом, и задел на будущее состоялся.
Вышедший в том же году "No Prayer For The Dying" вроде вполне устроил Брюса, но магия покинула IRON MAIDEN. И хотя следующий альбом "Fear Of The Dark" был отнюдь неплох как по материалу, так и по направлению, взятому IRON MAIDEN (более тяжеловесный, мелодичный и прямолинейный вариант), Дикинсон уже жил вне группы. Она больше не давала ему кислорода, не будоражила кровь, не тревожила разум. Хотя слухи о неладах в стане IRON MAIDEN циркулировали давно, его заявление о желании оставить команду прозвучало громом среди ясного неба (ах, как нам порой не хочется верить, что самое страшное уже свершилось!).
Трудное, но необходимое решение почти совпало с появлением в семье Дикинсонов первенца, которого Брюс принял не хуже любого акушера …на собственной кухне: "Жена не захотела рожать в больнице". "В тот момент мне пришло в голову - может смысл моей жизни заключается в том, чтобы передавать ее новому человеку, входящему в этот мир? - вспоминает Брюс. - Беспомощное дитя на руках - оно ведь не может обойтись без тебя. Если я уйду, то отниму у ребенка половину его жизни. Я понял, что в жизни кроме музыки есть и другие ценности". "Я попытался не доводить уход из IRON MAIDEN до уровня конфронтации".
Конфронтация была в другом. Пока "Дева" с переменным успехом пыталась доказать миру жизнеспособность с Блэйзом Бэйли в составе, Дикинсон выкинул очередной фортель. Оказалось, он вовсе не собирался посвятить всю свою оставшуюся жизнь семье, книгам и некоторым другим личным увлечениям. В 1994-м он выпустил очередной сольный альбом, в пику всем названный "Balls To Picasso" (надпись "Да пошел ты, Пикассо!", которую Дикинсон увидел в общественном туалете). И то, что услышали на нем меломаны, повергло в шок не только фанатов IRON MAIDEN, но, скажу без преувеличения, всю металлическую братию. И хотя большинство ведущих рок-изданий выдало изумленные, но все же хвалебные отзывы, хотя уровень продаж этого диска был и остается слишком высок для столь "странного" продукта, отношение к "Balls To Picasso" до сих пор неоднозначное.
Впрочем, если бы речь шла о ком-то другом, подобная музыка вполне прокатила бы за среднестатистический хэви-альбом, и вряд ли кто обратил бы на это творение слишком пристальное внимание. Но то было творение "Сирены" Брюса, вот в чем дело! Итак, чему же здесь было удивляться?
Музыку для "Balls To Picasso" Брюс начал писать еще будучи в IRON MAIDEN, два раза он полностью стирал все записи, и лишь третий вариант стал окончательным. Дикинсон прибег к помощи довольно странных для британского рокера музыкантов - гитариста и продюсера Роя Z, басиста Эдди Касилласа (TRIBE OF GYPSIES - банда американских латиносов, поменявших преступность на увлечение серьезной музыкой) и барабанщиков Дэвида Ингрэма и Дики Флизара (SKIN). Более "странной", однако, была сама музыка: невероятная и эклектичная смесь традиционного металла, рока, урбанистического hardcore, альтернативы и даже… рэпа. Кстати, вы до сих пор не слыхали, как Брюс "читает"? Мне вас жаль… Даже парни из DOWNSET (хардкор-команда) одобрили вещь "Sacred Cowboy". "Труднее всего было отучиться от "мэйденовских" привычек, ведь значительную часть музыки я писал и там", - говорит Брюс. - Вы можете представить IRON MAIDEN поющими рэп или Стива Харриса играющего на басе слэпом? Я тоже".
Альбом, где темп и настроение задает уже первая и жутко странная вещь "Cyclops", был реальным и обдуманным шагом в сторону от всего, что делал мятежный вокалист в своей предыдущей группе. Он словно говорил: "я другой, или вы ни хрена не видите". Автоматические ритмы, тягучие лязгающие гитары, прозрачные баллады, разнообразные и неопределимы по жанру композиции не только служили фоном для раскрытия новых нюансов в голосе Дикинсона, они были результатом реализации его внутреннего "я", так долго прятавшегося в бравурном облике Брюса-"Сирены" из IRON MAIDEN. Учитывая, что доходы его теперь были не так уж велики, а расходы - куда больше (двое детей и беременная жена!), выпуск "Balls" можно считать очень рискованным предприятием. "Я не ожидал от прессы приятных отзывов, особенно после тех бочек помоев, что они вылили на Эдриана, - рассказывает Брюс. - Потому-то я и был сражен наповал тем, насколько серьезно подошли к критике альбома большинство изданий. Я ведь далеко не Шекспир…"
Конечно, об этом речи нет, но когда слушаешь "Gods Of War", "Change of Heart " или "Tears Of The Dragon", по спине бегут мурашки: голос Дикинсона достигает таких высот и опускается в такие глубины эмоций, каких он никогда и нигде не демонстрировал ни до, ни после. А видеоклип по мотивам вещи "Shoot All The Clowns" (удар Брюса по британскому и мировому истэблишменту), где идиотски одетый герой размахивает нелепыми морковками, прикреполенными к шесту над головами чинно одетых господ, я просто настоятельно советую посмотреть все и каждому! "Нелегко смотреть в глаза собственным страхам, но присмотревшись внимательнее, ты понимаешь, что бояться в сущности было нечего", - говорит Дикинсон о песне "Tears Of The Dragon", что в равной мере относится и ко всему альбому, который, без сомнения, является лучшим в череде сольных работ нашего героя. Так что не спрашивайте Брюса, зачем он ушел из IRON MAIDEN, в качестве ответа лучше послушайте "Balls To Picasso".
Мало того, что музыка "изгоя", которого никто не гнал, оказалась гораздо интереснее и свежее "мэйденовских" творений, Дикинсон во главе гастролирующего состава принялся колесить по свету с интенсивностью вряд ли меньшей, чем его экс-коллеги по IRON MAIDEN, причем выступал не только на клубном уровне, но и на огромных площадках вроде доннингтонского фестиваля Monsters Of Rock (отчет о проделанной работе - "Alive In Studio/Alive At The Marquee Club" (1995) и "Scream For Me Brazil" (1999)). Только, в отличие от ДиАнно и Бэйли, Дикинсон никогда не исполнял на концертах вещи IRON MAIDEN, как бы его не просили слушатели: "Я не могу делать этого без барабанов Нико МакБрэйна и баса Стива Харриса, не говоря уже о гитарах, в моей команде одной не хватает…" Превратности гастрольной жизни заносили его даже в охваченную войной Боснию, где военные не гарантировали Брюсу и его группе безопасность. Тем временем "Balls To Picasso" достиг "продажной" отметки в 45 тысяч экземпляров только в Англии и более 350 тысяч по всему миру.
Впрочем, сфера деятельности "Сирены" опять не ограничивалась одной музыкой: вероятно для того, чтобы преодолеть извечный страх перед высотой, Брюс решил научиться летать, словно творческого полета ему было мало, а земля стала тесна. "Пилот - это человек, который пытается контролировать неконтролируемую ситуацию в чуждых для его обитания условиях. 10 тысяч футов над землей, зверски холодно, поднимись чуток выше, и ты уже не сможешь дышать. Туда даже не все птицы залетают. А ты назло всем - там. Летать, значит объединить в себе физическую силу, мощь мотора, эмоции, волю… Только тогда ты чувствуешь себя пилотом. Тогда видишь, как там красиво и страшно. И там нет пределов: каждый раз ты узнаешь что-то новое о небе, о самолет и о себе самом".
А пока суть да дело, в 96-м Брюс почти повторил "подвиг" "Balls To Picasso", выпустив альбом "Skunkworks", еще одно необычное произведение своего ума. Не слишком советую слушать его упертым фанатикам "Железной Девы", может стошнить, всем остальным рекомендую. Материал нескучен и разнообразен, правда звук слегка американизирован (ведь писали его в Лос-Анджелесе). На этот раз Дикинсон руководил стабильным составом, прошедшим стажировку в дороге, особенно хочу отметить гитариста из Gun Алекса Диксона.
Тем не менее, альбом следующего года Брюс строгал на пару с бывшим "майдановцем" Эдрианом Смитом. Двухгитарная атака и старая закалка сделали свое дело: "Accident Of Birth" звучал вполне в духе IRON MAIDEN, что на фоне того упадка (предвижу возгласы несогласия), что творился в стане самих "мэйденов", прозвучало некой угрозой. Впрочем, думаю, что и Харрис, и Дикинсон со Смитом сделали одни и те же выводы: эксперименты хороши в меру, музыка, что льется из тебя, должна быть естественной, а каждой фигуре на шахматной доске - знать свое место.
Дикинсон еще раз попытался опровергнуть это с диском 98-го "Chemical Wedding" - мрачным металличком в духе BLACK SABBATH, слишком тяжеловесным для его голоса, но вновь с акцентированной гитарой Смита. Но и этот шаг вел его назад-вперед в объятия изголодавшихся по настоящему делу IRON MAIDEN. Слухи о переговорах между бывшими соратниками по оружию циркулировали на всем протяжении 97-го и 98-го, а 99-й подвел жирную черту в споре о том, чем завершится вся эта бодяга: Эдриан Смит и Брюс "Сирена" вновь оказались в объятиях "Железной Девы" (февраль 1999). Пытка возобновилась, но об этом - ниже.
Кроме музыки, семьи, книг, неба и шпаги, у Дикинсона есть еще одно занятие, с недавних пор он - ведущий радиопередач: "Не думайте, что я пытаюсь разорваться или корчу из себя долбаного супермена. Мне не до этого, мой день проходит не за пишущей машинкой или штурвалом самолета. Я бегаю по дому с бутылочками молока. А радио только подогревает мою страсть к музыке, это тоже неизведанное пространство".
Что касается возвращения в IRON MAIDEN, то на протяжении всех этих лет Дикинсон упорно не хотел уподобляться своему кумиру - Йену Гиллану, периодически изгонявшемуся и призываемому в DEEP PURPLE в конце 80-х - начале 90-х: "Нет. Я не желаю жить с постоянной мыслью - позовут ли меня писать следующий альбом…" Теперь акценты сменились, но он по-прежнему не хочет, чтобы группа в ее нынешней инкарнации была похожа на скелет, который время от времени выглядывает из шкафа. Такая уж странная это персона - товарищ Брюс, человек, на вопрос, грозит ли Клинтону импичмент, ответивший: "Да американцы ему медаль должны дать за то, что он позволил этой шлюхе отсосать у него!"

ЖИЗНЬ 4: BLOOD BROTHERS

В начале 1998-го Стив Харрис на вопрос о предполагаемом реюнионе с Брюсом Дикинсоном возмущенно ответил: "Этим мы только отпугнем наших фэнов. Брюс уже 5 лет занимается сольной деятельностью, а мы вполне довольны тем, как идут дела в IRON MAIDEN. Не думаю, что воссоединение группы принесет что-то положительное". Интересно, что он думает по этому поводу теперь?
Галопирующие ритмы, наполнявшие альбомы IRON MAIDEN "эпохи Блэйза" со всей очевидностью ставили два вопроса: сможет ли группа по-прежнему привлекать внимание новых поколений металлхэдов и, что более важно, сумеет ли она удержаться от полного скатывания в тиражность, которая и так нанесла сильный урон команде, как творческой единице.
Никогда не говори "никогда". Собственно говоря, в случае с Дикинсоном и Смитом никто из IRON MAIDEN не собирался закрывать дверь наглухо, в том числе и Стив Харрис. Еще в 92-м на фестивале в Доннингтоне Эдриан присоединился к "мэйденам" на сцене, когда они гоняли "Running Free" (первый опыт "трехгитарья"!). Дикинсон же постоянно поддерживал связь с Джеником ("Привет, Брюс! Ты же у нас специалист по детским болезням, что посоветуешь давать от простуды?"), а со Стивом частенько пил пивко. Дело облегчалось и тем, что у Брюса и IRON MAIDEN был один менеджер - Род Смолвуд...
Я с большим подозрением отношусь к идее реюниона как такового (сколько их кануло в лету после широкой рекламной кампании, так и не оставив ни одного стоящего альбома?!), стократ проблематично воссоединение великих групп, где не только каждая сторона представлена сверхиндивидуальностями, а годы игры порознь воспитывают излишнюю самостоятельность, но велик риск возникновения обид и зависти (к примеру, тот же Дикинсон отбарабанил четырьмя отличными соло-дисками, пока IRON MAIDEN сподобились лишь на два, да и то сомнительного качества). И все же это случилось, потому как стремление к единству было обоюдным:
"Перед нами стоял вопрос, а куда же двигаться дальше, - вспоминает Дэйв Мюррэй. - Мы сомневались насчет успеха переговоров с Брюсом и Эдрианом, ведь их карьера развивалась успешно. Но они сразу сказали "да".
"В интервью последних лет мы почти ничего не говорили друг о друге, Брюс и я, - признается Стив Харрис. - Да, какие-то небрежные заявления то там, то сям приводили к напряженности между нами. Все устали от этого, и Брюс, наверное, больше всех. Но это не встало между нами, когда начался диалог о возвращении его и Эдриана в IRON MAIDEN".
"Конечно, я уже пару лет был в курсе всех слухов о якобы готовящемся реюнионе, а дыма без огня не бывает, - рассказывает Брюс. - А однажды Род сказал, что парни расстаются с Бэйли и хотят, чтобы мы с Эдрианом вернулись в группу".
И они вернулись. "Мы собрались в Брайтоне у Смолвуда и обсудили всё, - продолжает Дикинсон. - Это заняло полдня. Собственно говоря, меня беспокоил только один вопрос - целью воссоединения не должна бы-ла быть просто попытка подзаработать. На фиг мне такие шоу, как у KISS и BLACK SABBATH. Все мы знали, что поклонники IRON MAIDEN снова ждут от группы чего-то большего. Поэтому я сказал: моё условие - мы сразу пишем крутой альбом. Все согласились".
Итак, в феврале 1999-го ко всеобщей радости (я, честно говоря, не верил до последнего момента) было обнародовано официальное заявление, спрыснутое пивом, в котором говорилось о возвращении в IRON MAIDEN Эдриана и Брюса. Дженик Герц оставался, таким образом команда отныне состояла из шести человек. "Я рад, что нас теперь трое, - улыбается Дженик. - Это даже интересно и необычно - три гитары. Звук IRON MAIDEN стал тяжелее, текстурнее, а в студии можно было обходиться и без наложений".
"Brave New World" - результат окрепшего союза легенды британского хэви, не обманул ожидания большинства поклонников группы. Он не вернул ее во времена "Seventh Son", диск скорее похож на альбомы 90-х. Но это - солидная и компетентная музыка повзрослевших талантов. В ней появилась небывалая ранее глубина и серьезность, размереность и мелодика композиторов, получивших за свою карьеру как положительный, так и горький опыт. Только не думайте, что это унылый хард, драйва на "Brave New World" - с избытком, а голос Дикинсона не только показывает неведомые доселе теплые нотки, но демонстрирует такие яростные виражи, что поневоле вспоминаешь о его прозвище. И... "Ghost Of The Navi-gator", "Brave New World", "Blood Brothers", "The Nomad", "The Thin Line Between Love And Hate" достойно занимают свое место среди хитов IRON MAIDEN эпохи 80-х.
Только в США новое детище команды менее чем за полгода преодолело отметку в 300 тысяч проданных копий. В Европе дела шли намного лучше. Ну и... в дорогу, братцы! Мировое турне с раскруткой диска, концерты в Британии и Штатах, Ozzfest и все остальные ежегодные металлические шоу встречали возродившуюся легенду.
"Конечно, мы потеряли часть фанатов, - говорит Брюс. - Что поделать, некоторые не в состоянии пережить припадки ностальгии. Но зато нас опять пришли смотреть 16-летние пацаны, никогда не слыхавшие IRON MAIDEN прежде. Я разговаривал с ними, и они сказали, что "Brave New World" - это круто. А ведь не все даже знают, что до него было еще 10 альбомов!"
Свидетелям первых выступлений возрожденных IRON MAIDEN можно только позавидовать: такой энергии, выплескивавшейся в зал, народ не ощущал со времен мировых туров "Somewhere In Time" и "Powerslave"! В одиночку и с братьями по оружию из QUEENSRYCHE и HALFORD "мэйдены" атаковали по всем направлениям.
Тринадцатый диск IRON MAIDEN "Dance Of Death" явился миру в сентябре 2003 года. Но еще до его выхода славная шестерка провела солидный тур "Give Me Ed... 'Til I'm Dead", во время которого фэны группы могли "краешком уха" познакомиться с тем, что их ожидало на будущем альбоме. И уже в октябре из Праги, не оттягивая приятное на потом, мужички двинулись в очередное мировое турне (которое уже по счету?!!), идущее прямо сейчас, пока вы читаете эти строки, а завершится оно на Дальнем Востоке (жаль, не России) уже в новом году...
Удивительно, но похоже, что для членов IRON MAIDEN даже после четверти века на сцене процесс записи - нечто священное и каждый раз - новое. Хотя, скажу вам честно, большая часть материала "Dance Of Death" идет по следам "Brave New World", временами не только настроение, но и сам звук новорожденного переносят слушателя во времена классических 80-х. "Конечно, саунд здесь более искушенный, чем во времена наших первых пластинок, - говорит Брюс. - Но по энергетике - это полный эквивалент. Скорее всего, "Dance" - амальгама трех первых дисков, которые я записал в составе IRON MAIDEN. Но в композициях много эксперимента, а если взять вещь "Journeyman", то она в те времена вообще не могла бы оказаться на диске IRON MAIDEN, слишком в ней много меланхолии и акустики..."
Думаю, Дикинсон не покривил душой, хотя сказать то, что он сказал, - не сказать почти ничего. По моему твердому убеждению, уже "Brave New World" шел "на поводу" у нового негласного лидера (здесь Харрис, вероятно, поперхнется бисквитом, парни, дайте ему пару раз по загривку!), а "Dance Of Death" - подавно. Уже в "No More Lies" реверансы в сторону сольного творчества "Сирены" более чем очевидны. И так идет дальше, на протяжении всего действа, уверяю вас. Одни аранжировки чего стоят (пусть кто-нибудь попытается, ссылаясь на этот диск, утверждать, что "мэйдены" не используют синтезаторы и оркестр)!
Однако, я ведь не сказал, что всё это крайне отвратительно, и, к тому же, не похоже на музыку IRON MAIDEN! Отнюдь! Это IRON MAIDEN нового века, ведь творить музыку в духе своих же "боевиков" образца 1984-го означало бы "делать" ее, что для нынешних музыкантов группы (надеюсь, для всех, а не токма для Брюса, Эдриана и Стива) неприемлемо и позорно. А потому... слушайте "Dance" непредвзято, как диск абсолютно незнакомой банды: вы получите истинное наслаждение от "Montsegur" и "Gates Of Tomorrow", "New Frontier", "Paschendale" и "Journeyman".
"Dance" записывался в Лондоне в течение весны 2003-го, довольно быстро и компактно, руководил процессом Кевин Ширли (со-продюсер "Brave New World"), а сам он, по признанию всех музыкантов шел быстро и энергично, словно во времена "The Number Of The Beast". Похоже, дух настоящих IRON MAIDEN все-таки вернулся в команду, и теперь сей "железный человек", смазанный в нужных местах, может топать дальше, неся радость в сердца одних и вселяя ужас и злобу в других. "IRON MAIDEN снова стали самой крутой и тяжелой группой", - "скромно" заявил Дикинсон, но ему почему-то хочется верить...
Будем реалистами и чуток скептиками: новый диск нельзя назвать идеальным (а есть ли вообще что-то идеальное?). Но основными замечаниями, которые могу высказать я, являются протяженность композиций и оформление обложки. Вещи чуток затянуты, шесть песен из одиннадцати превышают 6-минутный порог, согласитесь, для классического металла это - излишняя роскошь (потому и сам альбом протянулся почти на 70 минут). Досадно и то, что вместо великолепного Эдди кисти Дерека Риггса (в той или иной ипостаси) обложка зияет компьютерной графикой, пусть и оригинальной, но чуждой взгляду любого фаната IRON MAIDEN.
В остальном же "Dance Of Death" - настоящий Maiden-альбом, как по тематике (война и другие способы умерщвления живого), так и музыкально. Здесь есть всё, что так знакомо нам со времен NWOBHM: Харрис держит руку на пульсе группы при поддержке МакБрэйна, Дикинсон управляет эмоциями, Смит извлекает немыслимые ноты, к которым четко пристыкованы подзвучки гитар Герца и Мюррэя.
Что дальше? IRON MAIDEN будут жить на радость нам, надеюсь, еще долго, хотя истинное будущее нам не известно, а познать его не дано, ибо скрыто оно завесой Тайны. Но не в этом ли весь кайф Бытия? Во всяком случае, будущее это пока безоблачное: они планируют играть (когда будет такое желание, а не потому, что позарез нужны деньги), они будут писать новую музыку (когда наступит момент выплеснуть ее наружу из души, а не потому, что так велит контракт). А "Воздушная сирена", скорее всего, порадует нас очередным сольником, да-да, ведь его дружба с Роем Z и остальными TRIBE OF GYPSIES не улеглась на дно. Да и по-настоящему творческой натуре (а в этом сомнений уже нет) невозможно удержаться в одних рамках, пусть даже таких широких, как нынешние IRON MAIDEN. "Мы круче, чем METALLICA, потому что пишем и играем лучше, чем они".
Помните старый советский кинохит "Белое солнце пустыни" (извините за столь странное отвлечение): "Хороший дом, хорошая жена, что еще нужно, чтобы достойно встретить старость?" Так вот, "Мэйденам" это не грозит, увы... "Мы не собираемся соревноваться с молодыми командами... пусть они сами попробуют догнать нас! А для этого им придется попотеть. Хотите закрывать наши шоу? Ха! Добро пожаловать: вот вам гильотина, вот веревка и кусок мыла!"
Согласно египетской легенде у кошки, этого грациозного и таинственного зверя, 9 жизней. IRON MAIDEN, если считать этапами ее существования смену вокалистов (а Дикинсон был здесь два раза), прожила уже 3 и сейчас идет ее четвертая жизнь. Таким образом, 5 жизней у IRON MAIDEN еще в запасе, но стоит ли искушать Судьбу?

Реактор

IRON MAIDEN:

Статьи
Фотографии
Дискография
Эдди


Реклама:

Архив_инфы_Вся_рок_музыка

ROCKHELL.spb.ru _All_About_Hard&Heavy_Music
Ad © 2001
Best viewed with IE/Opera 5 or higher