|
Дата публикации: 03.2002
Прислала: Бочкарева Лиза
Источник: книга Виктор Цой: стихи, документы, воспоминания (1991)
Интервью газете "Аргументы и факты"
- Виктор, с какого времени существует группа?
- Все, собственно, началось в 1982 году, когда появился первый так называемый
альбом песен. Ну, тогда группы как таковой не было, я выступал практически
как автор-исполнитель, помогали друзья-музыканты из "Аквариума"
и других групп.
- А на каких правах сегодня выступает группа?
- На правах самодеятельности. Мы прикреплены к Ленинградскому рок-клубу,
там прослушиваются программы, там мы получаем разрешения на выступления.
- Не тормозит ли такое положение творчество?
- Нет, наоборот, мы сейчас практически можем играть столько, сколько
хотим. Правда, поскольку это - самодеятельность, то игра не может быть
источником, скажем так, пропитания. Поэтому мы все еще где-то работаем.
Я, например, в котельной кочегаром.
- А где репетирует группа "Кино"?
- Где угодно. На квартирах, например. У нас нет условий для работы,
нет своей аппаратуры, только инструменты - и все. Безусловно, это может
быть и импульсом к творчеству, но в первую очередь это отражается на
качестве. Если бы у нас были помещения, аппаратура, оператор, тогда
можно работать уже со звуком. А так пока слушателю приходится самому
додумывать, как это должно было бы, в принципе, звучать.
- Есть точка зрения, что на первом месте в советском роке - музыка,
а слова не столь важны. Так, например, считает руководитель группы "Поп-механика"
Сергей Курехин. А какова ваша точка зрения?
- Я считаю, что слова играют огромную роль. Очень часто бывает, что
тексты доминируют над музыкой. И это, в принципе, единственный путь
для самодеятельных групп, чтобы хоть как-то выжить, поскольку при современном
уровне развития воспроизводящей, звукозаписывающей техники мы не можем
конкурировать с западными музыкантами, которые имеют возможность записываться
в специальных студиях, делать музыку гораздо более качественную. Самодеятельные
музыканты просто не в состоянии приобрести всю эту технику, инструменты,
ведь это очень дорого, и мы оказываемся неконкурентоспособными даже
с отечественными профессиональными группами. А если бы у нас еще и тексты
были слабые, то нас бы просто никто не слушал.
- Нередко случается, что, как только какая-нибудь группа становится
профессиональной, от нее отворачивается половина поклонников.
- Вероятно, это происходит из-за того, что в подобной ситуации группа
идет на компромисс. Нам за честность могут простить практически все:
и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные
стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность - уже
ничего не прощают.
- А не получается так, что исполнитель считает себя честным, а на
деле...
- Можно считать себя честным сколько угодно. Главное в том, считают
ли тебя честным остальные. Человеку же, который заведомо пишет музыку
для того, чтобы жить в достатке, но поет о том, что он борец за идею,
- просто не верят.
- Почему рок-музыка до сих пор встречает сопротивление?
- Потому что человек, который делает что-то новое, всегда воюет с чем-то
старым. Он постоянно находится в конфликте. Это, как правило, всегда
несколько рискованно. Но культ посредственности, о котором сейчас много
говорят, возник как раз по логике "как бы чего не вышло" и
"пусть это не лучшее, что есть, но зато все будет спокойно".
И тот, кто попадает в эту систему, уже автоматически подгоняется под
средний общий уровень, включается в давно отработанную схему.
- Когда говорят об увлечении нашей молодежи рок-музыкой, почти всегда
напоминают о том, что она пришла к нам с Запада...
- С Запада пришла лишь форма: электрогитары, ударные, усилительная аппаратура.
Но заимствование формы вовсе не означает, что это музыка является целиком
заимствованным явлением. Я считаю, что это сейчас по-настоящему живая
музыкальная форма, и еще - это музыка, которая остается социальным явлением,
это массовое народное искусство.
- В ваших песнях чувствуется какая-то неустроенность человека. А
если для вас создать условия во всех отношениях идеальные, что будет
тогда? О чем будете петь?
- Трудно сказать. У меня есть своя жизненная позиция. Я пишу песни,
и это необходимый для меня процесс. Я пишу о том, что происходит вокруг
меня.
Я не думаю, что при помощи материальных благ можно как-то усыпить действительно
талантливого человека. Конечно, ему будет уже труднее, как труднее понять
друг друга, допустим, неустроенному и тому, кто уже достаточное время
живет в полном комфорте. И последний вряд ли сможет написать правдиво
о проблемах первого.
- А как вы считаете, какие песни о проблемах молодежи нужно писать?
- Понимаете, я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично
волнуют проблемы. Вот как раз, когда "нужно", получается нечестно.
А если меня не волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что
меня бы задело, - я не могу писать песню.
- Получается, что надо писать только о том, что испытал сам? Вы же
написали антивоенную песню "Я объявляю свой дом безъядерной зоной",
хотя не испытали ужасов войны?
- Понимаете, хотя эта тема разработана многими, за нее, по сути, серьезно
никто не берется. Тем же, кто пишет псевдопатриотические и псевдоантивоенные
песни, не верят. Я написал эту песню потому, что тема войны действительно
меня взволновала и волнует до сих пор.
- А может ли рок-музыка решить какие-то проблемы?
- В принципе, рок-музыка в социальном плане - вещь довольно сильная,
среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать.
Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении,
излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка
и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности,
я все стараюсь выразить в песнях.
№39,1987
|
|