ROCKHELL.spb.ru €нформационный ресурс мировой рок-культуры  
новости рок музыки, афиша рок и метал концертов
информация_о_рок_группах!
Главное Меню
В. Цой и группа КИНО: Статьи
Группы и Исполнители:

Новости сайта
Рок-новости
Главный Архив

Борт-журнал
Афиша

Форум
Ссылки
Контакты


ROCKHELL.spb.ru

Дата публикации: 12.2002
Прислала: Татьяна Маринкина
Источник: FUZZ #9, 2002

"45" - история альбома

...Продюсером этой записи выступил Борис Гребенщиков, который, услышав песни акустического дуэта Виктор Цой - Алексей Рыбин, проникся симпатией к молодой группе и загорелся желанием помочь КИНО записать первый альбом. Потенциал цоевских песен был виден невооруженным глазом, и БГ решил рискнуть. Закончив работу над "Треугольником", он, договорившись с Тропилло, пригласил КИНО в Дом юного техника на первые студийные пробы.

Тропмлло, не лишённым здорового авантюризма и имевший счастье наблюдать выступление Цоя с Рыбиным на какой-то безумной панк-вечеринке, согласился записывать КИНО без предварительного прослушивания.
Цою с Рыбиным в ту пору еще не было и двадцати лет. Виктор учился в художественном училище по специальности "резьба по дереву", Алексей работал в Театре юного зрителя монтажником. Песни они начали сочинять недавно и никакого студийного опыта, соответственно, не имели - если не считать любительских записей, стихийно сделанных на бытовые магнитофоны во время квартирных выступлений в Ленинграде и Москве.
"Попав в настоящую студию, мы слушали Тропилло, как Бога-отца, и Гребенщикова, как Бога-сына, - вспоминает Рыбин. - Мы выглядели послушными и боязливыми и были счастливы уже от того, что у нас есть возможность записываться".
Поскольку к весне 1982 года группа состояла всего из двух музыкантов, аранжировки песен страдали известной степенью аскетизма. Гребенщиков нашел выход из положения, пригласив на подмогу своих друзей из АКВАРИУМА: Всеволода Гаккеля, Андрея Романова и Михаила Васильева. В связи с отсутствием барабанщика участники сессии решили использовать драм-машину - частично от безысходности, частично под влиянием модных в то время на Западе представителей английской новой волны. В итоге красивая фраза Цоя "когда сочиняешь музыку, в голове всегда должен стучать барабан", получила в студии слегка искаженную реализацию.
Михаил Васильев программировал отечественный ритм-бокс "Электроника", издающий, по словам Тропилло, "какие-то у...щные звуки". Под механическое шипение электрической машинки, напоминавшей самодельную партизанскую мину, записывались 12-струнная акустическая гитара Цоя и электрическая гитара,
одолженная Рыбиным у Гребенщикова. Когда инструментальная болванка была готова, накладывались вокал и гитарные соло. В конце записи Цой, вспомнив свое недавнее панковское прошлое (когда он играл на басу в АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯХ и ПАЛАТЕ №6), наложил бас-гитару на двух или трех композициях.
Тропилло подпевал демоническим басом в припеве "Время Есть, А Денег Нет", а в лирической композиции "Дерево" задушевно исполнил партию на блок-флейте. Гребенщиков сыграл на металлофоне в "Солнечных Днях" и "Алюминиевых Огурцах", а в ряде песен подыграл на электрогитаре.
"Мы пели хором: "Время есть, а денег нет и в гости некуда пойти", - вспоминает Рыбин в своей книге "Кино с самого начала". - Борис при этом играл на гитаре, пущенной через ревербе-ратор, дикое атональное соло, и в целом вещь получилась довольно мрачной".
Трепетная "Восьмиклассница" из-за технических недоразумений оказалась записана с явным дефектом - на девятой скорости вместо предполагаемой тридцать восьмой. Впоследствии именно это обстоятельство мешало изданию альбома "45" на виниловой пластинке. Как гласит история, в момент записи Тропилло вышел из комнаты, а Гребенщиков, примеряя на себя условную тогу Брайана Ино, сказал: "Мотор!" - и повернул ручку скорости на магнитофоне не в ту сторону. И лишь позднее выяснилось, что данное исполнение "Восьмиклассницы", - к слову, автобиографичной по содержанию - оказалось самым удачным.
"Я думаю, что Цою хотелось, вероятно, не совсем того, что получилось, - вспоминал Гребенщиков. - Скорее всего, ему хотелось рок-н-ролльного звука - звука КИНО, который возник на их альбомах впоследствии. Но из-за нехватки людей, из-за моего неумения сделать то, чего они хотят, и их неумения объяснить, чего именно они хотят, получилось "45".
Четырнадцать отобранных Цоем песен писались рывками в течение полутора месяцев. Запись тормозилась бесконечными проверками из РОНО, занятиями Тропилло с пионерами из секции звукозаписи, а также периодическими общественными поручениями вроде поездок на овощебазу. Музыканты вспоминают, что однажды сортировать овощи вместо Тропилло отправился Цой, а Андрей Владимирович записывал в это время флейту Романова, виолончель Гаккеля и гитарные партии Рыбина к композиции "Мои Друзья".
Одна из песен была придумана музыкантами непосредственно в студии в процессе настройки инструментов. "Незавершенные наброски текста к композиции "Асфальт" у Цоя уже были, - рассказывает Рыбин. - Мы попытались играть какие-то немыслимые ходы, а Гребенщиков начал махать руками из аппаратной и кричать: "Это надо писать! Это надо писать! Это новая песня!" Она вся была построена на одном риффе, и в ней не было даже рефрена".
Пару лет "Асфальт" регулярно исполнялся на акустических концертах, поскольку это была самая тяжелая и мощная вещь из всего репертуара КИНО. Именно с нее весной 1982 года группа начала свое первое выступление в рок-клубе. В то время в программу входили еще три рок-н-ролльных номера: гипнотический бит "Когда-то Ты Был Битником", пивной марш-бросок "Мои Друзья" и монотонная "Электричка", ритмически выдержанная в русле композиции Игги Попа "Passenger" и сыгранная позднее в жестком хард-роковом ключе на альбоме "Последний Герой".
"Электричка везет меня туда, куда я не хочу", - пел Цой низким голосом под энергичный аккомпанемент двух акустических гитар.
"Виктор заменял одни аккорды другими до тех пор, пока не добивался полной гармонии, - вспоминает Рыбин. - В ранних песнях КИНО нет сомнительных мест, и изменить в них что-то практически невозможно".
Но реноме КИНО составили не вышеупомянутый рок-н-ролль-ный блок и не ироничная псевдоиндийская стилизация "Ситар Играл", а по-мальчишески угловатые и романтичные "Восьмиклассница", "Бездельники", "Время Есть, А Денег Нет", а также абсурдистский хит "Алюминиевые Огурцы", написаный Цоем по следам осенних сельскохозяйственных работ. Спустя годы можно предположить, что именно "Алюминиевые Огурцы" была той самой песней, которая, что называется, "уводит со следа" и разрушает образ эдакого самурайского Дон Кихота, окруженного "в быту" друзьями-панками.
Что же касается некоторого примитивизма остальных композиций, сделанных в жанре бытовых зарисовок с натуры, то наивности в них было не больше, чем в ранних песнях Высоцкого и Окуджавы. Не умея толком играть на инструментах, музыканты КИНО записали песни, которые с удивительной точностью передавали атмосферу городской романтики того времени с ее вечным безденежьем, бездельем и океаном нереализованных планов и ночных мечтаний. "Сигареты", "ночь", "телефон", "солнечные дни" - как бы там ни было, "45" получился одним из самых светлых и лиричных альбомов за всю историю русского рока.
...Когда студийная работа была завершена, Цой с Рыбиным, наслушавшись рассуждений Тропилло об альбомном мышлении, занялись оформлением альбома. Пока песня "Асфальт" входила в альбом (позднее она была из него изъята), общее время звучания составляло около 45 минут, что и обусловило столь незамысловатое название этой работы. Предварительная дизайнерская идея обложки состояла в том, чтобы сняться во фраках, жабо и с пистолетами на фоне какого-нибудь купчинского пустыря. Но в качестве классической версии оформления альбома фигурировала совершенно другая обложка, на обратной стороне которой, помимо названий песен, были еще две строчки: песни - Цой, продюсер - Гребенщиков.
На фоне нынешней канонизации КИНО и явного коммерческого спроса на альбом будет нелишним вспомнить мнение самих музыкантов о своем дебюте. В одном из интервью "дозвездного" периода Цой несколько нервно говорит о том, что "история КИНО до 1984 года касается только его одного". В интервью журналу "Рокси" он называет песни "45" "бардовским вариантом" и признается, что был против выпуска этого альбома, поскольку запись, с его точки зрения, получилась сырой.
Не менее скептически оценивал альбом и Рыбин - правда, спустя многие годы: "Единственное, что в "45" есть хорошего - это трогательная непосредственность песен. Сами же песни представлены на альбоме очень наивно, а аранжировки отсутствуют как класс".
Показательно, что ленинградская рок-тусовка альбом поначалу вообще не заметила, а московский подпольный журнал "Ухо" назвал песни КИНО "расслабленным бряцаньем по струнам", в котором "серной кислотой вытравлены всякий смысл и содержание". В тот момент сложно было поверить, что спустя буквально несколько лет большая часть композиций из "45" будет звучать чуть ли не в каждом дворе под приблизительный аккомпанемент ненастроенных шестиструнных гитар...

Александр КУШНИР

Виктор Цой и группа КИНО:

Статьи
Фотографии
Дискография


Реклама:

Архив_инфы_Вся_рок_музыка

ROCKHELL.spb.ru _All_About_Hard&Heavy_Music
Ad © 2001
Best viewed with IE/Opera 5 or higher