ROCKHELL.spb.ru €нформационный ресурс мировой рок-культуры  
Rockhell: новости рок музыки, афиша рок и метал концертов
информация_о_рок_группах!
Главное Меню
LIQUID TENSION EXPERIMENT: Статьи
Группы и Исполнители:

Новости сайта
Рок-новости
Главный Архив

Борт-журнал
Афиша

Форум
Ссылки
Контакты


ROCKHELL.spb.ru

Дата публикации: 05.2004
Прислал: Виктор Мамонтов
Источник: Hatross #3, 2003

LIQUID TENSION EXPERIMENT

С этого номера мы открываем новую рубрику, вести которую будет Сергей Шилов (Знакомьтесь!), не только наш web-мастер, но и творец лучшего российского сайта, посвященного деяниям участников славной команды Dream Theater "Lines In The Web". Кому же как не ему было доверить повествование о сайд-проектах, просто распирающих этих неординарных музыкантов? И первым опытом подобного рода стал LTE. Думаю, Сергей намеренно не вдавался в интервью и оценки самими участниками проекта того, что у них получилось. Его взгляд - скорее взгляд "снаружи", когда на скрупулезное описание фактов накладываются только эмоции и выводы самого автора. Что ж, пусть наш эксперимент будет столь же удачным, как и диски, выпущенные под именем Liquid tension Experiment.

Реактор

Осенью 1997 ударник Dream Theater Майк Портной и гитарист той же группы Джон Петруччи вместе с басистом Тони Левином и клавишником Джорданом Рудессом стали частью одного небезуспешного эксперимента. Позже Майк Портной так назвал это время: "самые сумасшедшие, самые стрессовые и в тоже время прекрасные, волшебные и самые творческие недели в моей жизни".
Говоря об этом суперпроекте, где приставка "супер" - не просто дань моде, а нечто большее, неразрывно связанное со всеми проектами "театралов", хочется сказать несколько слов о его звездном составе. Даже если бы из идеи проекта ничего не вышло, то сама мысль собрать этих талантливых музыкантов как минимум заслуживает внимания. Собственная успешная работа каждого из четверки экспериментаторов в прошлом давала право на вопрос: а если все лучшее от каждого из них смешать вместе, то какой же крышесрывательной силой будет обладать это колдовское зелье? Рецепт зелья нам известен, скажем несколько слов о его ингредиентах - об этих экспериментаторах от бога.
Если Майк Портной и Джон Петруччи ко времени образования LTE стали знамениты со своей Dream Theater, а Джордан Рудесс снискал славу виртуоза клавишных, работая с Яном Хамером, Dixie Dregs и в собственном проекте Rudess/Morgenstein Project в 90-х, то Тони Левин был известен любому стороннику прогр-рока еще в те времена, когда остальные участники проекта не нагибаясь ходили под стол пешком. За свою звездную карьеру он переиграл со всеми от Джона Леннона до Питера Гэбриэля. Заполучить этого музыканта в свой состав мечтали многие группы, но "человек-бас" решил поэкспериментировать с Портным и компанией.
Однажды в конце 1996, когда сняв трубку телефона, Майк Портной услышал голоса Пита Мортичели и Майка Варни с Magna Carta и их предложение по созданию супергруппы, он и не задумывался о чем-то подобном. В запасе у Magna Carta уже был проект Терри Боззио, получивший позднее название Black Light Syndrome, но продюсеры хотели заиметь еще один проект подобного сорта. Получив согласие поработать вместе, они предложили Майку составить список возможных кандидатов в участники эксперимента.
В качестве басистов у Портного было две кандидатуры - Левин, работой которого с King Crimson и Питером Гэбриэлем Майк всегда восхищался, и Билли Шихан, с которым Майк имел счастье работать на Magna Cartовском трибьюте Rush "Working Man". И не прочь был поработать снова. На клавишных Портной хотелось видеть Рудесса, который вместе с Родом Моргенштайном часто работал в паре с Dream Theater на концертах. Следует отметить и то, что Джордан был одним из претендентов на место в составе Dream Theater после ухода Кевина Мура (Мур, первый клавишник Dream Theater, покинул группу во время записи альбома 1994 года "Awake". Позднее он основал свой проект Chroma Key, а также работал с Fates Warning). Джордан был занят работой над очередным альбомом с Моргенштайном и был вынужден отказаться. Но другой кандидат - Йенс Йохансон (работа которого с Ингви Мальмстином, а также последний диск Аллана Холдсворта "Heavy Machinery", над созданием которого он потрудился, нравились Портному безумно) - согласился поработать в проекте.
Обзвонив будущих "соучастников", Портной выяснил, что Левин уже занят у Терри Боззио, зато Билли Шихан свободен и готов сотрудничать. Йенс был готов приступить к работе немедля. Таким образом, состав сформировался на три четверти, и, договорившись о времени, Портной взялся за поиски гитариста. Выбор был велик (нет, просто огромен!), но, как назло, все, с кем хотелось поиграть, были либо по горло заняты с собственными составами, либо не заинтересовались предложением поработать "в одной упряжке".
Время шло, приближался намеченный ранее срок записи, но гитариста в проекте так и не появилось, а заказанная студия так и не услышала музыку суперпроекта. Мало-помалу все вернулись к своей основной деятельности и забыли об этой несостоявшейся попытке...
Прошел год, и весной 1997 в доме у Майка вновь зазвонил телефон, и вновь на проводе были "магнакартовцы". Пит и Майкл решили возродить идею и интересовались, не рискнет ли Портной сделать вторую попытку. Майк был бы рад, но со дня на день он ждал рождения первенца и все хлопоты, связанные с этим не давали возможности приступить к подготовке эксперимента немедленно. Тем более чуть позже была намечена запись нового альбома Dream Theater. Небольшое окошко между окончанием записи и поездкой в турне все же было найдено, и вновь Портной сел на телефон. Оказалось, что в назначенное время свободны уже Рудесс и Левин, а Йенс и Билли заняты в своих группах. И опять проект был готов лишь на три четверти, оставалось где-то взять этого чертова гитариста!
Как и год назад, поголовный обзвон гитаристов результатов не принес. Нужда в талантливом, разнообразном, а главное свободном мастере сводила с ума. И вот в один прекрасный день, полностью разочаровавшись в попытках найти нужного человека, Майк услышал от своей жены потрясающий совет (блин, и женщин иногда полезно слушать!): зачем бегать за тридевять земель, когда ничем не худший парень уже 12 лет работает вместе с тобой в одной группе. Вот таким образом Джон Петручи получил работу в новом проекте! Команда была готова, состав ее определен, осталось всего лишь (!!!) написать музыку, но...
Вся загвоздка заключалась в том, что никто не представлял себе, как можно записать целый альбом всего за неделю. Именно в этом месте стоит вспомнить о химии. Вспомнив школьный курс данного предмета, каждый скажет: если взять пару-тройку сверх активных веществ, поместить в колбу, заткнуть пробкой и подогреть всё это на огне, то не то что через неделю, а уже на следующий день родителей экспериментатора вызовут на руины школы, чтобы призвать к ответу за содеянное! Заменим химреактивы музыкантами, колбу - подвалом дома Портного, и вот, попивая кофе и жуя пиццу, музыканты начали забрасывать друг дружку разнообразными риффами и мелодиями. Каждый пришел со своими задумками, а ушел с карманами полными идей, родившимися в этой перестрелке нот.
Тремя неделями позже наша четверка собралась в студии в пригороде Нью-Йорка и начала эксперимент. Настроив аппаратуру, уже на следующий день они записали "Paradigm Shift" и начали работу над основными треками остальных песен. Приехавший позднее Тони Левин, занялся вместе с остальными "Freedom Of Speech".
Говоря о желании музыкантов работать, нельзя не упомянуть один удивительный факт. Заранее не обсуждая следующую песню, наши герои решили устроить безумный джем-сейшн, который был так хорош, что приняли решение включить его на диск под каким-то именем. При записи музыканты так увлеклись, что не заметили, как закончилась пленка на записывающей аппаратуре. Положение спас личный магнитофон Майка, который успел записать окончание песни. Все вылилось в грандиозный импровиз, который стал лучшей композицией диска и получил название "Three Minutes Warning". Место же переключения с одной записи на другую можно легко обнаружить по изменению уровня громкости, если внимательно слушать последнюю треть трека. Но не зная данного факта, легко принять этот эффект за часть замысла вещи.
Не сбавляя темпа, музыканты записывают "Osmosis", отличную тему, раскрывающую уровень мастерства Левина-басиста, и "Kindred Spirits". Затем следует невероятный дуэт Левина-Портного "Chris And Kevin's Excellent Adventure". Объединившись с Джорданом, они записывают "The Stretch", а с приходом Петруччи - "Universal Mind". В последний день записываются оставшиеся партии баса и ударных и заключительный номер - дуэт Петручи и Рудесса "State Of Grace". Небольшие доделки и всё: диск готов. Вот вам рецепт записи альбома за неделю. А если говорить о музыке, то ее можно описать как самую безумную импровизацию. В отличие от предшествовавшей записи альбома DT "Falling Into Infinity", полностью независимые от продюсеров ребята смогли оторваться по полной и оторваться от земли. И название проекта - Liquid Tension Experiment, по сути, отражает именно способность этих музыкантов в поразительно короткие сроки создавать нечто, вполне пригодное для получения титула "талантливый" (как минимум).
Год спустя, осенью 1998, группа (теперь уже на полном основании) собралась снова, чтобы повторить успех предыдущего эксперимента. На сей раз музыканты решили не спешить с записью, и альбом дает это понять. Композиции более продуманные, может быть менее спонтанные, но со здоровой долей импровизации. Альбом записали в два этапа: неделя в октябре и чуть более того - в ноябре. Причиной тому стало рождение дочери в семействе Петруччи.
Счастливый отец дал группе возможность передохнуть и обдумать материал. Но еще до того они успели записать "When The Water Breaks". Композиция стала ядром альбома, тем, чему может позавидовать любая группа. Как будто вихрь или смерч, засасывающий в себя всё: музыкантов, их прошлое, идеи и мысли, срывая плоть с костей, ломая сами кости, оставляя одну музыку, опустошая и наполняя одновременно.
Во время вынужденного отдыха ребята продолжали работать - джемовали и обдумывали новые идеи. Результатом этих посиделок стала "914". "Chewbacca" же, хоть и была сочинена втроем, позже сыграна вчетвером. Петруччи попросту переиграл партии клавишных на гитаре для создания впечатления о том, что это была импровизация. И раз уж речь зашла о "Звездных Войнах", лохматым героем которых является Чьюбакка, можно упомянуть и о Джоне Соло. Нет, не Хане Соло, а именно Джоне Соло: это имя Петруччи получил после того, как шутки ради снялся в наряде этого небезызвестного героя космической саги. Но продолжим.
"Acid Rain" - пожалуй, самая быстрая на альбоме, основа чего - семиструнная гитара Петруччи, которая как капли кислоты выжигает дорожки, которые тут же лечит Рудесс своим синтезатором. Первый умело, словно скальпелем, режет ваши барабанные перепонки, второй так же умело накладывает швы, плетя невидимый узор, едва касаясь пальцами клавиш. Быстро, технично, хирургически верно, как старый добрый Dream Theater.
"Biaxident" - двойная доза кислоты, но на этот раз разбавленная доброй порцией участия остальных музыкантов. Вообще паровозик "Acid Rain" - "Biaxident" - "914" выглядит как одна вещь с короткими остановками. Немного замедляя ход после каждой станции, он упорно ползет вперед, и его веселое "ту-ту" разносится далеко на мили.
"Another Dimension" предлагает путешествие из уютного места рядом с твоим проигрывателем в холод и сумасшествие отточенных до блеска риффов Dream Theater. Только в момент полной уверенности появления голоса Ла Бри вслед за очередным аккордом попадаешь на берег Средиземного моря. Теплое солнце клавиш согревает тебя, в глазах стоит не то итальянский, не то греческий пейзаж, и ты понимаешь - современная психиатрия дорого дала бы за то, чтоб покопаться в мозгах людей, которые создали эту музыку. Нормальный человек такое и не придумает, да и слушать вряд ли станет. Но мы-то немного сумасшедшие, правда?
"Liquid Dreams" убаюкает тебя своими звуками. Ничего экстраординального, немного клавиш и хорошего настроения. Но, опомнившись, понимаешь, какой нужен уровень исполнения, чтобы вызвать у тебя это впечатление.
"Hourglass" - время задуматься о Вечности. Дуэт Петручи и Рудесса, записанный, как и прошлый раз последним, ставит жирную точку на диске. Практически акустический, он мне сразу напомнил "The Birdwatcher's Dream" от Tangerine Dream, только всё сделано намного мягче. Полное ощущение полета, мягкость облаков и дуновение ветра. Отличный финал для диска, настоящий подарок поклонникам группы и прощание с ними.
Ко мне этот диск попал уже после выхода альбома Dream Theater "Metropolis 2: Scenes From A Memory", и я даже немного завидовал тем, кто его услышал раньше. "Metropolis 2" и последовавшие за ним работы по сути своей - логическое продолжение Liquid Tension Experiment. "Театралы" избрали верное направление, приняв в команду Джордана Рудесса, только немного жаль, что этот Эксперимент больше не повторится: став на три четверти Dream Theater проект был распущен. Но благодаря стремлению Майка запечатлять всё, что возможно, появились съемки работы группы в студии, которые вошли на видео "Liquid Drum Theater".
Любителям прогрессива, а в особенности - фанатам Dream Theater, настоятельно рекомендуется не просто знакомство с двумя альбомами LTE. Этим дискам место в вашей фонотеке.

Сергей Шилов

LIQUID TENSION EXPERIMENT:

Статьи


Реклама:

Архив_инфы_Вся_рок_музыка

ROCKHELL.spb.ru _All_About_Hard&Heavy_Music
Ad © 2001
Best viewed with IE/Opera 5 or higher