ROCKHELL.spb.ru €нформационный ресурс мировой рок-культуры  
новости рок музыки, афиша рок и метал концертов
информация_о_рок_группах!
Главное Меню
PINK FLOYD: Статьи
Группы и Исполнители:

Новости сайта
Рок-новости
Главный Архив

Борт-журнал
Афиша

Форум
Ссылки
Контакты


ROCKHELL.spb.ru

Дата публикации: 02.2002
Прислал: Ad
Источник: ...

История творческого пути Pink Floyd

Rick Wright - Клавишные
Roger Waters - Бас, вокал
Nick Mason - Ударные
Dave Gilmour - Гитара, вокал

Очень немного к 1980 году осталось в роковой музыке групп, стажем сравнимых с Pink Floyd. И уже никто не сможет похвастаться тем, что подобно Pink Floyd, на протяжении всех этих полутора десятилетий, они не выходили из фокуса интереса, и критики, и публики. А ведь по всем неписанным законам выживания в рок-музыке, группа является чем-то вроде динозавра, давно обреченного на вымирание, и заведомо - на непопулярность. В соответствии с этими законами в постоянно меняющем направление роке горе той группе, которая слишком долго топчется на месте, не выпуская сольных альбомов, и не реагируя на веяния моды. Pink Floyd презрели эти правила, и не похоже, чтобы с ущербом для себя. Вплоть до 1977 года не было выпущено ни одного сольного альбома, если не считать студийную часть альбома, где каждому из членов ансамбля досталось по пол-стороны, но и здесь музыка звучит так, как привыкли слышать у всей группы. Своего музыкального направления они существенно никогда не меняли. Pink Floyd начинали как психоделическая группа, однако, к удивлению историографов рока, их особенный звук, в отличие от творений других классиков психоделики, например, группы The Electric Pruners, оказался весьма долговременным, прежде всего потому, что их использование психоделических канонов всегда основывалось на постоянно совершенствующейся технике и новых идеях. В отличии, например, от Byrds и Grateful Dead, которые предпочли стать легко узнаваемыми поп-группами, ориентированными на списочный успех и в творчестве опирающихся на исследования различных музыкальных направлений, Pink Floyd для продвижения вперед выбрали определенную музыкальную область. Отказавшись от откровенного коммерческого успеха, они стали более замкнутыми в себе и основали новую сферу "интеллектуального рока", где обращение к разуму довлело над эмоциональным началом. Их путь в какой-то степени харатерен для некоторой части западной левонастроенной интеллигенции. С одним отличием: начиная, как многие, с отрицания, быть может, с игры в отрицание, с увлечения эксперементальным стихотворчеством, Pink Floyd сумели далее подняться до серьезного осмысления действительности. Основоположник, первый лидер, поэт, композитор, певец и гитарист Pink Floyd Роджер Кит Баррет родился в январе 1946 года в Кембридже, там же составил себе репутацию сочинителя и музыканта. Его будущее начинается в средней школе вместе с друзьями - Роджером Уотерсом, который в те годы еще ничего не знал о бас-гитаре, и Дэйвом Гилмором, который не знал, что позже придет на замену Баррету в чудесную группу, которую тот создал. Когда в начале 1965 года Баррет перебрался в Лондон, он поступил в Кэммерберукльсскую художественную школу, где, кроме рисования, занимался игрой на гитаре. Играл он в разных группах- Geoff Mott & Mottos, The Hollering Blues и, наконец, в составе фолкового дуэта выступал вместе с Дэвидом Гилмором. Он писал стихи, в которых так или иначе, варьировался сюжет "о ниспослании высшими космическими силами" своих посланников на Землю - не то для того, чтобы спасти, не то для того, чтобы разрушить этот плохо устроенный мир. Роджер Уотерс оставил Кембридж, чтобы в Лондонском политехническом институте изучать архитектуру. Там же учился Николас Беркли, Мэйсон и Ричард Уильям Райт. Эта троица позже организовала группу, и назвала ее Sigma-6. Руководил ею выпускник этого же института Кен Чэпмен, которому не удалось добиться внимания записывающих компаний. Естественным следствием этих неудач были частые изменения состава и перемена названий. Они именовали себя The T-Set, The Abdabs, и даже Screaming Abdabs. В период, когда в The Abdabs Роджер Уотерс играл на соло-гитаре, Клайф Маткалф был басистом, а вокальные функции были разделены между Китом Ноблем и Джульет Гейл, в студенческой газете появилось первое интервью с ансамблем. The Abdabs распался, а Гейл вышла замуж за Рика Райта и ушла из музыки. Мэйсон, Райт и Уотерс попытались начать сначала. Они пригласили джазового гитариста Боба Клоуза, тогда же в группе появляется зазванный Уотерсом Сид Баррет. Именно Сид придумал название новой группе - The Pink Floyd Sound - по имени своих любимых блюзменов из Джорджии Пинка Андерсона и Флойда Кансила. Состав окончательно стабилизировался после того, как творческие разногласия Между Барретом и Клоузом вынудили последнего уйти из ансамбля. Начинали они с чужого материала - репертуара Чака Берри и других звезд ритм-н-блюза; много исполняли от Rolling Stones, прежде чем Сид начал писать музыку сам. Изредка они играли на танцах и прочих развлекательных мероприятиях, но первым постоянным местом их выступлений стала дневная воскресная программа в Маркви-клубе, под названием "Спонтанный Андерграунд", начавшаяся в феврале 1966 года. Тогда и появляются у Pink Floyd первые поклонники и они становятся более или менее "официальной"группой лондонского подполья. Здесь группу заметил Питер Дженнер, ставший ее первым менеджером, здесь же они совершенствовали и оттачивали свою электронную технику. 5 августа 1967 года вышел их первый альбом (название было взято Барретом из известной книги Чарльза Кингсли "Ветер в ивах"). В него вошли 11 песен, 10 из которых были сочинены Сидом. Он же сделал рисунок на тыльной стороне обложки. Альбом этот, появившийся одновременно с "Оркестром клуба одиноких сердец" Beatles и вариациями на тему Баха группы Procol Harum (Whinter Shade Of Pale), сделан очень профессионально и сегодня еще поражает своим мастерством. Мелодия Interstellae Overdriver, великолепная импровизация, постоянно меняющая размер и тональность, совершенно не дает почувствовать разделяющую нас дистанцию во времени. Она очень отличается от творений нынешних Pink Floyd, бескомпромиссных в своем движении вперед, с сильным контрастом между светом и тьмой. И другие композиции, например, Astronomy Domine, Poc R. Toc H., или The Scarecrow, вдохновляли многие прогрессивные британские группы. Электронно-космическому звучанию соответствовала и лирика Барета:

Известность и прозрачная зелень второго плана
Сражения небес, что знал когда-то
Сползающие отраженным звуком
Вокруг холодных вод подземных
В движении Юпитер, Оберон, Сатурн,
Нептун, Титан - пугающие звезды.
Бьют флаги на ветру. В фальшивом трепете
Испуганные лестницы м правила конца
Слепец... Прозрачна зелень звука,
Сд дС Объемлющего ледяную слякоть,
И вновь звучит зеленая прозрачность
В промозглом темном подземелье...

С концертами дело обстояло далеко не так хорошо. Они обычно выступали в танцзалах и аудиториях, которые были ориентированы на соул и хитовые мелодии. Скрипучая флойдовская психоделика и отказ от компромиссов в музыке были для этих слушателей что горькая редька - поэтому на концертах нередки были беспорядки и швыряние бутылок. Но те, кто искал в роковой музыке возможность выплеснуть на окружающих избыток своей животной энергии, со временем оказались инородными единицами на концертах ансамбля. "Мы сменили тысячные толпы идиотов на несколько сотен думающих и неравнодушных", - говорил тогда в одном из интервью Уотерс. В октябре они предприняли свое первое турне по США, выступая в залах "Филмор Уэст" и "Филмор Ист". В то время, когда остальная часть группы предпочитала наркотикам алкоголь, Баррет, чтобы проникнуться атмосферой психоделического подполья, принимал изрядное количество LSD, черпая из него вдохновение для игры и композиторской деятельности. Возможно, он переборщил с наркотиками, или всплыли на свет проблемы, ранее не заСетные, но во вреСя турне поведение Сида было весьма странным, и с каждым днем все более необъяснимым. На некоторых выступлениях он мог только стоять, бренча на одной струне весь вечер и уставившись в публику. 18 ноября выходит очередной сингл группы Apples And Oranges - результат работы на студии Abbey Road Фирмы EMI. Этот сингл - равно как и следующий, Wouldn't It Be So Nice - провалился, и начинало казаться, что группа не переживет психоделической атмосферы. Тем временем Баррет постепенно отходит от дел и становится балластом для группы. Остальные Floyd решили пригласить нового гитариста, уже упоминавшегося Дэйва Гилмора. Он присоеденился к ансамблю 18 февраля 1968 года и примерно семь недель играл с Барретом, хотя уход Сида был лишь вопросом времени. Это произошло 8-го апреля. (В начале 1970 года Баррет записал сольный альбом, сделав половину его почти за два дня с помощью Гилмора и Уотерса, а в ноябре того же года смонтировал диск с Гилмором, Райтом и ударником Джерри Ширли. Оба диска несли в себе отчетливо фолковые интонации). На протяжении пяти последующих лет о нем ходили различные слухи и легенды, гласившие, что он обитает и проводит время где-то в подвалах Кембриджа. Первый менеджер Pink Floyd Пит Дженнер в 1974 году сделал бесплодную попытку привлечь Баррета к записям. Новая порция слухов была выдана в 1975 году, когда группа посвятила ему на альбоме композицию Shine On You Crazy Diamond, и Баррет без приглашения явился неожиданно в студию и заявил, что он готов писать этот бит. Альбом был выпущен в 1977 году с продюссером Дэйвом Гилмором. Гилмор говорил о нем: "Один из трех или четырех величайших, вместе с Бобом Диланом". До присоединения к ансамблю Гилмор побывал в Париже, где организовал собственную группу и совершил с ней турне по Европе. Сменил много занятий, в том числе ремесло натурщика, прекрасно овладел французским языком. По сей день ведутся споры, был ли в конечном счете компенсирован уход бывшего лидера. С Барретом группа потеряла чувство юмора, так заметное во многих отличных песнях, например, Arnold Layne. Но основа творчества ансамбля - крупноформатная работа - осталась. С этим стабильным составом и их первой, по настоящему протяженной, работой Saucerful Of Secrets, они смогли снова сконцентрировать свои сила на концертных выступлениях. Времена танцзалов показали, что единственно приемлемый для них путь - это перенести свою музыку в слушающую и думающую аудиторию. Так группа начала свои выступления в университетах. Светошоу были отставлены и Pink Floyd затратили огромные деньги на оборудование, которое с годами становилось все сложнее и сложнее. Со своей новой техникой, какой не владел ни один другой коллектив, они могли создавать на сцене наиболее сложные звуки без особых хлопот. Изменился сам способ представления. Теперь светошоу применяли для своих представлений многие музыканты, а Pink Floyd стали почти невидимыми, играя в темноте, а зрителю оставалось наблюдать за разными эффектами. Иногда казалось, что группа на сцене и не нужна; с равным успехом они могли играть за кулисами или включить фонограмму. В этом был свой смысл: походило все это на радио, где слушатель сам формирует свои умственные узоры, а Pink Floyd давали аудитории достаточно визуальных ключей для образа, выстраивающегося в разуме. На апрельском выступлении в лондонском фестивальном зале с программой More Furious Madness From The Massed Gadgets Of Auximenes они впервые использовали свой панорамный звуковой регулятор, так называемый азимут- координатор, позоляющий изменять характеристики звукового поля внутри помещения. Теперь там, где они выступали, кричали чайки, плескалась вода, трещали автоматы, гудели реактивные самолеты, взрывались бомбы. Благодаря 100-ваттным громкоговорителям, установленным во всех концах концертного зала, координатор делал возможными утонченные эхо-эффекты и совершенный квадро-эффект. По словам критика Тони Палмера, музыка, "казалось исходила от твоего соседа, с потолка, из-под сиденья, иногда даже из твоего собственного мозга". В конце июня 1968 года организуется первый знаменитый концерт в Гайд-парке, где Pink Floyd, Рой Хаппер и Jethro Tull играют перед восторженной публикой. Этот успех, а так же доброжелательные отзывы прессы об их альбоме, вышедшем тогда же, дали группе уверенность, в которой она так нуждалась после ухода основного исполнителя и композитора. Основным сочинителем в ансамбле стал теперь Уотерс, который написал почти все тексты к этому альбому, с темами летающих тарелок и прочими загадками природы. В музыке осталось и пространственное звучание, и "космический" колорит, но вместо искаженных гитарных звуков, теперь забился гипноСжческий пульс бас-гжСары, скрытый динамизм Баретта уступил место мощному дыханию уносящегося вверх звука церковного органа, на фоне которого отчетливо слышно каждое слово, тончайшие голосовые нюансы певца, эмоциональные гитарные пассажи. Гармоничность и монументальность - вот первые эпитеты, которые приходят на ум в адрес этого альбома. Pink Floyd остался верным подчеркнуто-спокойному, где-то холодному, но четко очерченному звуку. Во многих композициях заметно влияние классических произведений Баха, Генделя, Монтеверди. Но влияние это глубинное - ни одной цитаты из композиторов- классиков заимствовано не было. "Блюдце" уже содержало все то, чем группа впоследствии прославилась. С июля по сентябрь 1968 года Pink Floyd совершают турне по Америке и Европе, совершенствуя свою программу "Прогулка" до тех пор, пока она не превращается в цельное произведение. С октября того же года они стали учавствовать в еженедельной программе "Дома всех святых" в Лондоне. Им начинают помогать американцы Джоэл и Тони Брауны из компании Тимоти Лиры, которые взяли на себя разработку световых эффектов. Первые попытки сочетания света и музыки были проведены на выступлении в колледже исскуств в Хорнси, но первое настоящее комплексное выступление состоялось 15 октября на организованном первым европейским "подпольным" изданием International Times грандиозном вечере в лондонском "Круглом доме". Pink Floyd играли для двухтысячной аудитории, сопровождая выступление демонстрацией плавно движущихся слайдов, показывающих то ансамбль, то аудиторию. В декабре это выступление было повторено, и весь сбор пошел в пользу борющегося народа Зимбабве. Двенадцатого декабря они выступили уже в "Ройял Алберт Холле". Из рецензии в International Time:" Группа Pink Floyd устроила удивительное представление, наполненное странными звучаниями, с проекцией слайдов, изображавших то открытый космос, то доисторические пейзажи, и яркими вспышками разноцветных лампочек, сопровождающими ритм ударных..." В это же время подобными светозвукоразработками занимались группы американского Западного побережья, такие, как Jefferson Airplane, Grateful Dead и Doors, которые сопровождали свою музыку фильмами и светошоу. Но когда американцы только начинали свои эксперименты, Pink Floyd уже имели устойчивую репутацию в подпольных кругах. В музыкальной программе Pink Floyd того времени появились, кроме старого материала, экстравагантные инструментальные пьесы, давшие простор Сз зС экспериментам со звуком и длящиеся порой до часа. Со временем их музыку стали называть "космической". 31 декабря Pink Floyd, Пит Дженнер и Эндрю Кинг организовали сообщество Blackhill Enterprises для руководства ансамблем. В ноябре Брауны вернулись в Америку и светом стала заниматься Джо Гэнкон. 23 декабря открылся клуб UFO, ставший популярнейшим местом сборищ подпольных кругов. Группа переходит в этот клуб, где начинает работать рядом с Soft Machine, The Crazy World Of Arthur Brown, Tomorrow, и становится вместе с ними, прототипом групп "новой волны" психоделического рока. Здесь они обзавелись своей, довольно широкой, публикой, а их эксперименты со светозвуком становятся более смелыми. Как и у групп Западного побережья, песни были у Pink Floyd не самоцелью, а плацдармом для более широких экспериментов. ЭКСПЕРИМЕНТ! Это слово стало ключевым для творчества Pink Floyd. Ранние классики психоделического жанра The Electric Pruners сочинили типовые, для них, мелодии: Get Me To The World Of Time, Great Banana Hoax I Had Too Muck To Dream Last Night, но на компиляциях их творения уже через пять лет воспринимались как курьезы, достойные того, чтобы после прослушивания их надолго забыли на полках хранилища. Музыка многих американских ансамблей, подвизающихся на ниве псевдоэкспериментирования в психоделике, ее технической усложненности за счет отхода от набивших оскомину вопросов типа "Вам хорошо?" и призывов "Хлопайте в ладоши", так же оказалась безнадежно неэффективной. Главным отличительным знаком и единственным достоинством Monk была их серьезность, Kaleidoscope интересовала только чистая психоделика, а Lemon Pipers представила смесь довольно скверную - слишком много поп-музыки и мало экперимента. Pink Floyd пошли дальше. Следующим их шагом была запись. В соответствии с модой тех времен, их первой продукцией, выпущенной в январе 1967 года Джо Бойдом, музыкальным директором UFO, стал сингл Arnold Layne, сочиненный Сидом Барретом. Он весьма отличался от привычных синглов того времени. Инструментальная часть была немного смягчена и искажена, с интересным звучанием Рика Райта в середине. Но некоторые неприятности оказались связанными с лирикой - в песне расказывалось о сексуальном маньяке, который воровал развешенное на веревках женское нижнее белье. Лондонское радио объявило композицию "чрезвычайно непристойной". ПСиобные неиСразумения тех времен ныне кажутся нелепыми. Сначала песня прошла почти незамеченной, но позже, после успеха следующего, более сладенького сингла See Emily Play, ей удалось добраться в списках до 25-го места. Несомненным лидером группы в то время был Баррет. Звучание его гитары было неподражаемым, он писал почти всю музыку репертуара группы, а его насмешливая, сюррреалистическая лирика и заметная склонность к космическому мистицизму стали сердцевиной британской психоделики в 1967 году. Весной этого года группа получает кредит от фирмы EMI в 5,000 фунтов стерлингов - довольно большая по тем временам сумма - и избавляется от услуг Бойда в пользу штатного продюссера фирмы Нормана Смита. 28 апреля они играют на знаменитом "14-часовом" бесплатном фестивале в Северном Лондоне. Звезда ансамбля начинает высоко подниматься. 18 мая они выступили со сценическим представлением под названием "Майские игры" в Зале Королевы Элизабет. Во времена, когда другие знаменитые музыканты играли на сцене не более получаса, их обещание дать полнометражное представление казалось довольно претенциозным. В выступлении были использованы все творческие и технические достижения группы той поры - одновременная демонстрация фильмов и слайдов, цветные дымы, сюрреалестические тексты, звуковые волны, валящиеся на слушателей с разных сторон; здесь впервые была использована квадрофоническая система. Впечатление усиливали множество раздаваемых даром воздушных шариков и нарциссов. Сама песня Games For May, с названием, измененным на See Emily Play, вскоре была выпущена как сингл, и в июле дотянулась до пятого места в английских списках. Группа выступила в телепрограмме "Сливки поп-музыки". После выпуска альбома их записывающая деятельность пошла по нескольким путям. Один из них - создание музыки для фильмов. Их первым экспериментом в этом направлении была звукозапись музыки к фильму западногерманского режиссера Барбета Шредера "Больше", законченная в июле 1968 года. Выпущенный позже отличный саундтрековый альбом продемонстрировал вкупе с фильмом, что ранние эксперименты группы с тотальным представлением музыки еще не исчерпали себя. Львиная доля композиторского успеха вновь досталась Уотерсу. Следующая возможность поработать в кино им представилась с фильмами "Пусть все любят в Лондоне этой ночью" Питера Уайтхэда и The Commitee Пола Джонса. Затем последовал двойной альбом, вышедший в октябре 1969 года. Его особенностью было то, что две стороны были записаны на концертах в клубе "Матери" в Бирменгеме и в манчестерском коммерческом колледже. Концертные версии хорошо известных вещей ничего нового к ним не добавили, но второй диск представлял определенный интерес. Каждый из членов группы на пол-стороне делал все, что хотел, - в итоге получилось интересное проникновение в составляющие силу ансамбля четыре творческих начала. Sysyphus Рика Райта открыл слушателям современного авангардного музыканта. Начиная мелодией, являющей из себя экстракт из фортепианного концерта, он быстро перешел в выдающееся произведение электронной музыки. Роджер Уотерс, чье имя обычно стояло за короткими спокойными песнями Pink Floyd, выразил здесь свою склонность к причудам. Дэйв Гилмор и Ник Мэйсон строят свой произведения The Narrow Way и The Grand Vizier's Garden Party соответственно на использовании своих инструментов. Несмотря на разнообразие выразительных средств, легко было выделить то общее, что присутствовало в музыке всех членов группы. Это статичность. Пьесы представляли собой какие-то коллажи без начала и ясного конца, последовательность внутренних состояний, безболезненно переходящих одно в другое, чтобы затем вернуться к исходной точке. Пассивная музыка, ведущая в область раздумий, размышлений... И вот такая, именно углубленная, самосозерцательность стала, по выражению одного критика, "краеугольным камнем наиболее передовой роковой музыки". Французская музыкальная академия присудила альбому титул "Лучшая пластинка года в области современной музыки". Знаменитый кинорежиссер Микеланжило Антониони, автор фильма "Забриски Пойнт", для которого они наиграли массу мелодий, отнесся к ним чрезвычайно придирчиво и выбрал относительно не много. "Это был ад, сущий ад!"- так вспоминает Роджер Уотерс о декабре 1969 года в Риме. Очень эффектным фоном к финальной сцене многократно взрывающегося дома, снятого во всех ракурсах, явилась композиция Come In Number, Your Time Is Up, позже переименованная в Careful With This Axe, Eugene. В марте 1970 года фирма MGM выпустила диск с музыкой из фильма, куда вошли три композиции группы. В записывающей практике было наглядным стремление к более укрупненным и объемным формам, которое приводило к почти классическому стилю. Начало было положено альбомом, впервые представленном на суд публики в трехчасовой програме фестиваля поп-музыки в Бате. Сам альбом вышел на рынок в октябре 1970 года и привлек огромное внимание аудитории, достигнув первого места в английских списках. Благодаря этому успеху Pink Floyd добиваются статуса суперзвезд роковой музыки. Одну сторону диска занимает медленно развивающаяся пьеса, сделанная внешне, с индиферентным настроением, как это было в Set The Controls For The Heart of The Sun - откровенная инструментовка, построенная на простых риффах и увенчанная приятным звучанием хора и симфонического оркестра. В центре звучания находилась электронная секция, причем манера исполнения Pink Floyd на синтезаторе меньше всего походила на обычный стиль роковых музыкантов. Позже один из критиков напишет, что вся музыка Pink Floyd звучит не иначе, чем, если бы скрипичную сонату прошлого века проиграли на органе Хэммонда. Это наблюдение более всего приемлимо к альбому. Наследие Баррета в этом диске, как и в следующем, проявляется, пожалуй, только эмоционально. В то время как Баррет легко и непринужденно развивал в текстах свои самые удивительные и в чем то антимузыкальные идеи, его порыв в ранние времена группы колебался между страстью первооткрывателя, авантюриста и экспериментатора и между страхом потерять свой дом и тепло дружеской руки. Именно альбомы группы, созданные Сй йС в 1969-72 годах, отличались этим настроением и тягой к пространству от всех остальных творческих творений. Потому-то группе и довелось служить великолепным фоном, эмоциональным и музыкальным, в кино, театре, балете, телевидении. В частности, по мотивам музыки из альбома французский хореограф Ролан Пети написал партитуру к балету по Марселю Прусту "В поисках утраченного времени". Альбом этот не стал вехой в творческом пути ансамбля хотя бы потому, что, кроме эмоциональности и протяженности, другими видимыми достоинствами, в частности, наличием сильной проходной идеи, он не обладал. Симпатичный, но наивный руссоизм, пассивное восхищение природой и отвлеченные проповеди космической гармонии, преломленные в зеркале философии хиппи, не могли найти поддержки активных слушателей. Они странно звучали на фоне продолжающейся агрессии США во Вьетнаме, жестоких расправ полицейских с участниками антивоенных демонстраций, тотального подавления гражданских свобод. Но уже в этом диске неровный стук сердца матери ассоциировался с глухими ударами полицейских дубинок. Рефреном пройдя через альбомы и, они станут прологом к стуку сердца музыканта гражданина в песне Time, самой сильной из альбома. А пока Pink Floyd чувствует настоятельную потребность стать ближе к жизни, и, в то же время, свое бессилие сделать это. В балладе If из диска раздаются слова:

Если я стану лебедем - я уплыву,
Если поездом - опаздаю (в который раз).
А если просто хорошим человеком -
Буду больше говорить с тобой, чем сейчас.
Если я засну, то увижу сон,
Если испугаюсь - смогу спрятаться.
А если стану не таким, как все
Пожалуйста, не копайся в моей душе.
Если я буду луной - стану холодным,
Если правилом - то обязательно с исключениями.
А если просто хорошим человеком,
Смогу представить то, что между нами.
Если я стану одиноким - я закричу,
Если буду с тобой - стану домашним и скучным.
А если - не таким как все,
Пустите ли вы меня в свою игру?

Летом 1970 года группа совершает турне по Европе, а 18 июля дает еще один бесплатный концерт в Гайд-парке, собрав на этот раз стотысячную толпу. Затем последовали американские гастроли, и поздней осенью ансамбль вернулся домой. В создании альбома принял участие экпериментатор электронной музыки Рон Гризин. Он же, вместе с Уотерсом, разработал партитуру к фильму Тони Гарнетта "Тело". В декабре группа работала над звукозаписью к фильму. 15 мая 1975 года Pink Floyd дает гала-представление в парке Кристал Пэлэс с фейерверком и 15-метровым надувным осьминогом, который медленно выплывал из глубин озера во время исполнения композиции Return To The Sun Of Nothing (позже переименованной в Echoes). Под проливным дождем ансамбль на бис исполнил Astronomy Domine. К сожалению, уровень громкости был столь велик, что в озере издохла рыба. Затем - почти полугодовое кругосветное турне. 13 ноября на рынке появляется альбом, в отличие от предшественника, уже имевший сквозную идею, но, при всех достоинствах, критикой встреченный довольно равнодушно. Его выход ознаменовал крутой поворот в судьбе группы. Музыкантам словно стало холодно в своей башне из слоновой кости, башне интеллектуальной замкнутости и умозрительности. Тема нового диска - одиночество, его лейтмотив - поиски тепла и человечности. Новая тема продиктовала и новые выразительные средства - появляется трогательный деревенский блюз Seamus, медленный фокстрот Sen-Tropez. Настоящий шедевр пластинки - сюита Echoes. Она длиться прмерно столько же, сколько Atom Heart Mother с предыдущего альбома, но насколько они отличаются! Вместо жизнеутерждающих симфонических аккордов - странные, щемящие синтезированные звучания, "щемящая электроника"...

Парит лениво альбатрос над головой,
И далеко внизу прибой катит волны в лабиринты коралловых лагун.
Сквозь зелень посылает солнце свой прощальный луч,
И через пески побережья прокатывается эхо отдаленных времен.

И никто не покажет нам пути на землю,
И нет ответа на любой вопрос.
И только в касании, взгляде, шевелении
Мелькнет движение вперед

Дай мне руку, мы с тобой одно целое,
Вглядываясь в твое лицо, вижу в нем
Свои надежды, грезы и призванье,
Но нежность встречи прервется шагами прохожих за стеной.

И никто не позовет нас встречать рассвет,
Никто не задержиться, встретившись с нами взглядом,
Никто не заговорит, никто не приложит усилий,
И никто не полетит вокруг солнца.

Echoes

В 1972 году группа выступала мало. Они выпустили альбом, саундтрековую запись к фильму Барбета Шредера "Долина". Запись проводилась во Франции на студии Шато д'Эруваль, где оборудование, по мнению группы, было примитивным. Тем не менее альбом вышел отличный, экстравагантный, с отличной игрой Гилмора на гитаре, и проложил ансамблю путь к успеху в США. Тогда же вышел фильм Pink Floyd At Pompeii, снятый для Евровидения Адрианом Мэйбеном и впервые показанном на Эдинбургском фестивале в сентябре. Музыка к фильму продемонстрировала, что ансамбль на верном пути. Но главная работа года - титанический труд по записи альбома, который занял девять месяцев. Мало кто ждал какого-либо изменения в творчестве группы, которая пользовалась успехом в интеллектуальных и студенческих кругах, всемирной известностью и соответствующей публикой. Но результат оказался исключительно впечатляющим - этот альбом вплоть до "Стены" был лучшим у группы. Он имел прочное тематическое и музыкальное обоснование с начала до конца, и все нюансы играли свою роль. Речь в альбоме идет о темной стороне жизни в современном потребительском обществе. Если диски и - альбомы-переживания, то на "Обратной стороне Луны" отчуждение и одиночество не только показаны, но и подвергнуты анализу. Группа обратилась к острейшим вопросам современной действительности. Большинство номеров этой пластинки - песни-предупреждения.

Пока ты молод, можешь позволить себе слушать,
Как время отсчитывает мгновенья,
И при этом просто нежиться на солнышке,
Или наблюдать за дождем, укрывшись в доме.
И ждать пока кто-нибудь или что-нибудь
Не натолкнет тебя на правильный путь.
И вот однажды, когда мимо тебя пролетит десять лет,
Вдруг обнаруживается, что никто не подсказал тебе,
Когда пора бежать, и ты
Пропустил выстрел стартового пистолета
И ты начинаешь бежать, бежать, бежать вдогонку солнцу,
Которое все так же бесстрастно отмеряет назначенный ему путь.
Но ты стал старше и дыхание уже не то,
Каждый следующий год кажется все короче и короче,
Вечно не хватает времени, которое все проваливается
Сквозь пальцы, и все твои планы
Остались только каракулями на недописанной странице.

Time

Предупреждение тем, кто ждет в бездействии, упиваясь мгновением, ведая лишь об одном - о собственном удовольствии и спокойствии, предваряется песней Breathe, в которой "дышащим полной грудью" людям противостоит плотная стена отчуждения, за которой страх и ненависть, безрадостное, беспросветное существование вечного стремления к "успеху"...

Беги, кролик, беги !
Копай норку, забудь солнышко,
А когда работу сделаешь -
Не присаживайся, уже пора копать следущую,
Чтобы долго и хорошо жить.
И помни: тот, кто в прилив
Балансирует на самой высокой волне,
Несется вперед, к ранней смерти.

В вечной пинкфлойдовской "космической" музыке, что до сих пор служила символом отстраненности группы, звучат горькие, чисто земные ноты. Тексты, напечатанные на конверте, сознательно упрощенные, порой даже наивные, отличаются свежестью и глубиной, а в соединении с музыкой от первой мелодии до последней выражают образ мысли стареющего "рокового" поколения, отражают идейную, композиционную и поэтическую зрелость. Вторая сторона альбома начинается со звуков, издаваемых кассовыми аппаратами, в него впелаталось характерное позвякивание игрального автомата. Это была прелюдия к замечательной композиции Money:

Деньги - тысяча и одно удовольствие,
Получил хорошую работу с приличным окладом- и все о'кей.
Греби деньги обеими руками, а как скопишь много,
Все земные блага к твоим услугам:
Новый автомобиль, икра, и даже
Можно купить футбольную команду.
Но держи лапы подальше от моих денег,
У меня свои заботы,
Мне хочется сменить вагон первого класса
На реактивный лайнер.
Деньги - это преступление; вообще-то правда,
Но только посмей отщипнуть кусочек от моего пирога.
Говорят деньги - вот корень зла,
А ты попробуй попроси прибавку к жалованью -
Что из этого выйдет...

Среди эстетствующих поклонников группы стало традицией рассуждать о полифонии ее звучания, об удачном использовании контрапункта, о сложнейшем музыкальном языке, который группа составила. Но она создала так же - и это неотъемлемый элемент ее творчества - песни социального содержания.

Мы - люди-пешки, я и ты, но сами,
Быть может, никогда об этом не догадались бы,
Но вот однажды услыхали команду мы:"Вперед!"
И первые ряды безропотно отправились на гибель...
А Генерал, усевшись возле карты, рисует
Людей колонны то здесь, то там,
То черным цветом, то небесно-синим...
И кто знает, кто есть кто и кто за кого
Сверху и снизу... отсюда и прочь...
Этому нельзя помочь, но этого так много вокруг,
И кто станет отрицать, что сраженьями людей
Заполнены их судьбы и дни.
Хотел бы я узнать цену каждому глотку
И куску, за который умирает старик.

Us And Them

СнСмСлСк

нС

Но при всем желании из песен Pink Floyd нельзя вывести какую-либо определенную политическую программу или рецепт выхода из трагических жизненных ситуаций. Можно поспорить с рядом отечественных критиков, трактующих название альбома "Темная сторона Луны" как символ темных сторон земной реальности. Музыканты остались верны своему "воплощенному символу астральной бесстрастности", надеясь на обратной стороне Луны вместе собрать тех, кто не приемлет отчужденнности, ненависти, консерватизма и безнадежности потребительского общества.

Разлад с самим собой, безумные виденья,
Со оС И вот уж нет спасенья даже дома в полночный час.
Растишь былинку, пытаешься что-либо изменить,
И переделать меня, пока я еще нормален...
Ты прикрываешь дверь и выбрасываешь ключ.
Но если прорвется плотина, стоявшая сотни лет,
И если поймешь, что зря стремился ввысь,
И если твоя голова раскалывается от вечных запретов,
Я увижу тебя на обратной стороне луны.

Brain Damage

И даже в самых апокалиптических откровениях последней песни, перечеркивающих любую возможность позитивных изменений ("все, что было, есть и будет под Солнцем, находится в согласии; но Солнце затемнено Луной")отражена мечта о попытке к бегству на ярко освещенную и ближайшую сторону Луны, затмевающей Землю. Альбом вышел во времена разгара хард-роковой музыки, однако, кроме мелодии Money, с этим стилем у Pink Floyd ничего общего нет. И в целом, и в деталях это - типичный для группы, в средствах выражения, альбом, с подключением саксафона и женского хора, с многими синтезаторами, на которых играют все члены группы, и конкретными звуками. Только на этот раз все лучше, свежее, законченнее. Но это и не симфо-рок, вдохновленный Сп пС Бахом и другими композиторами прошлого. Хорошо сказал на этот счет чешский музыкальный критик Дорожка: "Часто говорят о смешении рока с классической музыкой. Большей частью, речь идет об исполнителях, которые с профессиональным умением,а кое-когда и с коммерческим успехом перекладывают классическую тематику. Подле них существуют группы с собственными творениями, собственным стилем, котрый напоминает классическую музыку монументальностью и тщательностью разработки; короче говоря, здесь речь идет о некоем подобии, зеркале роковой классики. Pink Floyd не относились ни к одной из упомянутых категорий. Их музыка никого не иллюстрирует, ничего не заменяет роковым поклонникам классики. Они являются точными антиподами китча - выходят из рока, и потом дают слушателям гораздо больше повода для раздумий, чем обычная роковая запись". В случае этого диска, речь идет о целях, которые достигаются без оглядки на импровизационные пассажи, или на идеи, которые случайно возникают при студийной разработке. Действительно, Pink Floyd во всех своих композициях, чаруя слушателей электроникой и техничным звучанием, прочно остались на роковой почве. Но не обошлось и без критиков. Кроме обвинениях в политических спекуляциях, их упрекали в "эклектической имитации серьезной концертной музыки" и "гигантомании", во "все учащающемся повторении рядов доминантсептаккордов из минорной прелюдии Баха (Rock-Lexicon)", избытке трехаккордных композиций и недостатке виртуозной техники (Rolling Stone), альбом называли стереотипной слезливой мечтой хай-фай снобов - но несправедливо у группы отнимать то, что она заслужила на самом деле. Альбом был продан в баснословных количествах. Впервые диск группы вышел на первое место в американских списках, а в Англии он продержался на лидирующих позициях более двух лет! Продажа рекордного количества пластинки свидетельствовала о том, что она в те времена явилась не только самым ценным произведением группы, но и одним из самых замечательных, после работ Beatles, творений современной роковой музыки. В это же время успехом пользуется и концертная программа группы - особенно следует выделить прекрасное представление в Сан-Франциско перед 27-тысячной аудиторией. Ансамбль в самом широком диапазоне использовал конкретные звуки - от гама футбольных болельщиков в Ливерпуле до пения птиц. Вспомним, как действуют на слушателей тиканье и звонок будильника в композиции Time, широкий спектр бытовых звуков представлен и в предыдущей композиции On The Run, замедленная демонстрация кадров атомного взрыва в Хиросиме прерывается реальным закулисным взрывом. В США они выступали в сопровождении женской вокальной группы Blackberries для придания звучанию большей эмоциональности. После возвращения в Великобританию, они играли в лондонском Ирл-корте перед 18-тысячной публикой, используя целый арсенал для эффектных аттракционов: авиакатастрофы, испарение сухого льда, прожекторы, надувной человек, с ярко светящимися зелеными глазами, гонг, вспыхивающий огнями... На полгода они удалились от публики, и вновь появились только в ноябре, выступив в пользу, повредившего позвоничник, Роберта Уайетта, и заработав для него 10,000 фунтов стерлингов. Летом 1974 года Гилмор попробовал свои возможности в качестве продюссера, а также выступил несколько раз с группой Sutherland Brother & Quiver, заменяя их заболевшего гитариста. На сентябрьском бесплатном концерте в Блэкхилле он играл на гитаре для Роя Харпера. Кроме того, в 1974 году Ник оказался продюссером альбома Round One, теперь уже не существующей, группы Principal Edward, работал над альбомом Rock Bottom Роберта Уайетта, во многом обеспечив его успех. Тогда же он помог группе Gond в записи альбома Shamal. В ноябре они Срять гастролируют рС Англии, причем билеты на их выступления, достать было практически невозможно. Подпольная запись их концерта в Стоке 19 ноября была ошибочно принята поклонниками за новый альбом, по некоторым данным, разошлась в течении недели в количестве 150,000 экземпляров. Следующий альбом ансамбля записывался полгода и был встречен опасениями слушателей, что он может быть гораздо хуже предыдущего диска. Во всяком случае, он гораздо печальнее. "Вам бы здесь побывать"- характерное английское "почтовое" выражение, имеющее прямо противоположный смысл. Название горькое, ироничное, подчеркнуто приземленное. От абстрактной схематичности диска не осталось и следа, разговор идет уже не об отвлеченных общечеловеческих явлениях, но только о том, что пережили и почувствовали сами музыканты. Тональность, не только музыки, но и стихов, стала во многом минорной. Звучание стало грубее и острее, музыкальные мазки более широкими, и, в то же время, исчезла характерная массивность, связанная с постоянным мощным электронным фоном. Музыканты показали себя тонкими, вдумчивыми инструменталистами, очень бережно, почти скупо обращавшимися со всеми доступными им средствами. Создавая композиции для этого альбома, Pink Floyd, оставаясь приверженцами новейшей электронной и авангардной музыки, пришли в своих поисках к сСсатсСй циклической форме. Это автобиографическая пластинка. Рассказ о начале их пути по миру шоу-бизнеса, очень искренний и правдивый... Wilcome To The Machine... Машина-это машина шоу-бизнеса.

Добро пожаловать в машину! Где ты был раньше?
О, мы знаем, среди игрушек и бойскаутов,
Затем купил гитару, чтобы досадить маме.
Школу же ты не любил и считал, что тебя нечего дурачить.
Что же, добро пожаловать в машину!
О чем ты мечтал? Все в порядке, мы сами
Сказали тебе, о чем нужно мечтать.
Итак, ты мечтаешь стать большой "звездой"
А большие звезды (кстати, сынок)
Посредственно играют на гитарах.
Зато они разъезжают в собственных "ягуарах".
Так что же, добро пожаловать, сынок,
Добро пожаловать в нашу машину!

К этим словам, идущим от лица добрых папаш музыкальной индустрии, добавить нечего. Накаленная, бьющая по нервам, композиция. Яростное обвинение в адрес новых миротворцев- коммерсантов, играющих на самолюбии молодых музыкантов и выжимающих из них все соки. Следующая песня Have A Cigar о том же самом, только она уже не яростная, а издевательская. В ней дословно приведен разговор начинающих участников Pink Floyd с предпринимателями:

"Войди-ка, милый мальчик, возьми сигару.
Ты пойдешь далеко. Достигнешь всего, если постараешься.
Ансамбль прекрасный. Да-да, я так считаю.
Кстати, кто из вас этот самый Пинк? Мы потрясены -
Говорят, на ваших концертах не бывает свободных мест?
Скоро у вас выйдет ваш альбом и вы
Нам будете кое-чем обязаны...
Впрочем мы так рады, так рады!
Остальные роковые группы так зелены,
Так что вам просто обеспечен удачный старт.
Это будет просто чудо, если мы с вами сработаемся..."

Для усиления сатирического эффекта Pink Floyd пригласил спеть эту песню Роя Харпера, известного своим абсолютно отрицательным отношением к шоу - бизнесу и слывущего в коммерческих кругах неудачником. Но центральной композицией альбома оказалась Shine On You Crazy Diamond. Из тишины и из далека приближается первый аккорд мога - все ближе, сильнее и за долгую минуту успевает наполнить мелодию красками. В его звуке появляются органные тона нежного приветствия - и вот уже вступает со своими аккордами электропиано, и гитара в пасторальном дуэте сама с собой сдувает тяжелые Ст тС видения, и предваряет голос Гилмора:

Вспомни, когда ты был молод, ты светил как солнце
Сверкай же, безумный алмаз!
Теперь взгляд твоих глаз, словно черная дыра в небе
Сверкай же, безумный алмаз!

Никто не сомневался, что в этой песне выражена грусть по молчанию Сида Баррета, "слишком рано познавшего секреты" и попавшего "под перекрестный огонь славы и детства", "окруженного ночными тенями и стремящегося к свету". В ней слышен страстный призыв: "Вернись же, браток, победитель и побежденный, искатель правды и обманщик, вернись- и засияй". Музыка "Безумного алмаза" - блюз, иногда традиционно гитарный, иногда превращающийся в изумительную электронную элегию. Но в нем нет и следа былой "космической" холодности- музыка насквозь человечна и эмоциональна... Быть суперзвездой в роке - не только тяжкое бремя, но и колоссальная ответственность для музыкантов Pink Floyd. То, чего они сознательно сторонились с первых шагов музыкальной карьеры, вдруг превратилось в неуправляемую реальность: нездоровый ажиотаж, осада со стороны журналистов, толпы поклонников, которые ждут подробностей из личной жизни музыкантов... Pink Floyd отказывались давать интервью, не соглашались позировать перед фоторепортерами, до минимума сократили количество концертных выступлений. Нервозность стала ощущаться во всем: в высказываниях музыкантов, в их песнях. Их терзала неудовлетворенность, они чувствовали зависимость от концерна EMI, от устроителей концертов. И они замолчали. Лишь спустя два года Pink Floyd выступили с новым диском. Когда-то начинавшие как самые космические из всех групп 60-х годов, по мере своего развития они все больше отходили от тематического и текстового абсурда и формализма к возвышенной и человечной "большой" музыке, которая еще сохраняла космические оттенки, но двумя ногами стояла на земле. Эту тенденцию к заземленности они подчеркивали и оформлением альбома, и различнейшими конкретными звуками (например, коровьего завтрака, на том же альбоме). Диск тоже использовал сопоставление обыденного и ирреального, но в музыкальном отношении он оказался слабее двух своих блистательных предшественников. Главный интерес вызывали тексты, написанные Роджером Уотерсом, который к этому моменту стал безоговорочным лидером группы. Уотерс обратился к жанру басни. Все известные ему типы людей он упростил до трех образов: "псов","свиней" и "овец". Современное западное общество представляется Уотерсу огромным стадом, в котором большинство составляют безропотные и послушные "овцы":

Чем ты обязан иллюзии, что опасность нереальна?
Кроткий и послушный, ты следуешь за вожаком
Вниз, по утоптанным тропинкам

И из всех возможных событий, "овец" заботит только собственная безопасность:

Слышали новость? Псы вымерли!
Так что лучше оставаться дома и делать что говорят
И не высовывать нос на улицу,
Если хочешь дожить до старости...

Sheep

Существуют еще люди-"псы", которые в жизни руководствуются лишь корыстными соображениями. Важнее всего для них собственное благополучие, которое "псам" обеспечивает соглашательская позиция:

Ты можешь казаться другим ненормальным
Или совершенно целеустремленным,
Ты можешь спать на ногах даже на улице
И подкрепляться с закрытыми глазами,
Отсидеться в тишине, в тени, вне поля зрения
И пойти в прорыв, когда настанет нужный момент
Со временем ты сможешь отточить свой стиль,
Словно клубный галстук и фирменное рукопожатие,
Твердый взгляд в упор, и легкую усмешку,
Ты болжен верить людям, что лгут тебе,
Но когда они повернутся к тебе спиной
Тебе подвернется случай вонзить в нее нож.
Ты всегда ждешь подвоха
И знаешь, что с возрастом все становится хуже, и хуже, и хуже,
А в конце ты соберешь вещи и укатишь на юг,
Спрячешь свою голову в песок,
Как другие злобные старикашки
Останешься одиноким, и умрешь от рака.

Dog

Мысль Уотерса проста: именно при попустительстве "псов" осуществляется всеохватывающая несправедливость в мире, которым управляют циничные и бездушные политиканы- "свиньи" ("Но любой дурак знает, что псы нужны в доме- убежище для летящих вверх свиней"). Музыкально можно было выделить вторую сторону, где пьеса Pigs пульсирует, словно Welcome To The Machine, а убойные гитарные риффы в Sheep восходили от Echoes в диске. Вся сторона оказалась великолепной по выделке, наполненной изысканными стерео- и звуковыми эффектами. Но уже в 1977 году, во время исполнения концертной программы "Животные", Роджеру Уотерсу пришли в головуу первые мысли и проекты, связанные с подготовкой следующего альбома и концерта-гиганта. Су уС Уотерс вспоминал: "Мы неустанно играли перед толпами почитателей на стадионах и в огромных зрительных залах. И все время нас преследовал вопрос: Кто из них понимает нашу музыку, наши песни и содержащиеся в ней драматические послания? Сколько из них приходят только дать выход своим чувствам... Все чаще казалось нам, что между группой и зрителями вырастает стена, тем более грозная, потому что невидимая. Я пришел к выводу: для того, чтобы разрушить эту стену, надо ее прежде всего показать, сделать осязаемой". Осенью 1977 года, сразу после окончания концертного турне "Животные", Уотерс приступил к сочинению первых фрагментов альбома. Свой самый интимный личный опыт, свою жизненную философию и взгляды на семью, конфликт поколений и проблемы выживания в "государстве атомного века" он вложил в песни, которые стали фундаментом грандиозного театрализованного представления и самого значительного события в роковой музыке конца 70-х годов. Рассказ об этом альбоме мы попробуем соеденить с репортажем из концертного зала. Воздушные вихри, словно поднятые дыханием мощных авиационных моторов, все сильнее и сильнее разносятся по зрительному залу, нагоняя тревожное ощущение чего-то ужасного и неминуемого. А затем, из-под вершины купола, со страшным свистом вылетает двухметровая модель самолета, и над головами зрителей несется прямо на сцену, навстречу могучей стене. После сильнейшего взрыва из мощной ограды динамиков, расположенных вокруг зрительного зала, раздаются первые аккорды и свет озаряет фигуры четырех музыкантов.

То ли это, что ты хотел увидеть?
Трудно узнать, что за этими холодными глазами.
Пройдите же собственным путем сквозь покровы и маски.

In The Flesh

Представляя "Стену" на концерте, Floyd все первое отделение строят ее на сцене из огромных 340 белых пластиковых кирпичей. Стена между группой и залом. Пока в ней есть еще дыры, публика может видеть музыкантов - они выглядывают в эти проломы, поют из них. Но незаполненного кирпичами пространства становится все меньше и меньше...

И если ты вдруг захотел прокатиться
По жизни, сегодняшней, тонкому льду,
Отбросив упрек молчаливый пробиться
Сквозь глаз окропленных слезой череду,
Не будь удивлен, если треск ты услышишь
И ужас мелькнет в голове: "Пропаду!".
И вот ты сползаешь, скользишь в глубину,
Теряя рассудок, камнем ко дну,
Цепляясь безумно за прорванный лед,
В пучину забвенья безжизненных вод.

The Thin Ice

Жизнеописание главного героя, как и полагается, начинается с детства:

Папочка улетел за океан
Оставив только память о себе -
Фотокарточку в семейном альбоме.
Папочка, что мне еще осталось от тебя?
Что ты оставил здесь?

Another Brick In The Wall, part 1.

Отец, бросивший семью и рванувший в денежные края - один из первых кирпичиков стены, громоздящейся в сознании ребенка. А что дальше?

Когда мы выросли и пошли в школу
Там нас поджидали учителя,
Которые калечили детей, как только могли,
Издевались над ними,
Выставляя напоказ наши слабости.

Это из песни с горьким названием "Счастливейшие дни нашей жизни" (The Happiest days Of Our Lives). Floyd комментируют:

Не нужно нам такого образования,
Не нужно нам контроля над мышлением,
Педагогического издевательства в классах.
Учителя, дайте нам быть самими по себе.

Another Brick In The Wall, part 2.

Эти же слова хором пели школьники, вышедшие на улицы Соуэто, негритянского пригорода Иоханнесбурга. Демонстрация вылилась в столкновение с полицией. Группа стала автором рокового гимна, какого история молодежного и антивоенного движения не знала со времен песни Give Peace A Chance Джона Леннона. Правительство ЮАР сначала поставило на альбоме клеймо "нежелательная продукция", а затем он полностью был изъят из продажи и запрещен к распространению. "Я рад,- сказал Роджер Уотерс,- что мои песни люди используют для борьбы". А на сцене, при исполнении этой песни, с покряхтыванием появляется фигура школьного преподавателя, извергающего ругань и угрожающе жестикулирующего руками над головами слушателей. Действие же продолжается...

Мамочка проверит всех твоих знакомых,
Нет, она не даст водиться с кем попало.
Мамочка будет ждать, пока ты не придешь домой
И всегда узнает, где и с кем ты был.
Мамочка всегда будет заботиться о здоровье и чистоте...
Мамочка постарается, чтобы все твои кошмары сбылись,
Она внушит тебе все свои страхи,
Она не даст тебе летать, но, быть может, позволит спеть,
Конечно, мамочка поможет тебе построить стену...

Mother

Материнская любовь, стремление всеми силами обезопасить ребенка, приводит к тому, что делает его "выживаемым в условиях конкуренции" членом общества. Стена здесь является символом преграды, между дремлющей, бесхитростной и доверчивой душой подрастающего ребенка и холодными, беспощадными шаблонами успеха, благополучия и безопасности в потребительском обществе, наполненном постоянными конфликтами. Слушайся, сынок, маменькиных наставлений, и с тобой все будет в порядке: ты не полетишь, но и не разобьешься. Над высокой стеной появляется фигура матери, удобно, как в кресле, сидящая на кирпичах. Выглядит она властолюбивой, уверенной в себе, а внизу, под ней, опирается на блок сгорбленный, затюканный ребенок. Но уже закладывают последние бреши в стене...

Я новый парень, я незнакомец в этом городе,
Эх, куда подевались веселые денечки...
Кто приютит незнакомца?
Эй, есть кто-нибудь в этой пустыне,
Кто даст мне себя почувствовать настоящим мужчиной?

Young Lust

Немножко любви, а как же без этого? Настоящий мужчина - это целый институт, один из столпов общества... Но вот итог:

День за днем любовь сереет,
Сф фС Словно кожа мертвеца,
Ночь за ночью мы притворяемся,
Будто все в порядке.
Но я стал старше, ты стала холоднее
И уже ничто нам не в радость.

One Of My Turns.

Можно пожалеть бедного парня - неудачная женитьба превратилась в бесконечные часы с чужим человеком, пошлые ссоры. Герой страдает от одиночества... Этот душевный разлад впервые рождает в "простом парне" беспокойные мысли, потребность в чем-то ином, в том, что "по другую сторону стены", но она слишком высока, и не проще ли изверившемуся, измученному человеку отказаться от надежды на перемены, от понимания смысла окружающего?
Мне не нужно никакого оружия,
Мне не нужны наркотики для успокоения,
Мне не нужны эти настенные лозунги,
Мне не нужно ничего!!!
Все это - только еще один кирпич в стене.

Another Brick In The Wall, part 3.

И в стену кладется последний кирпич...

Прощай, жестокий мир,
Сегодня я оставлю тебя
Прощайте, все - нет ничего,
Что могло бы изменить мое решение. Прощай.

Goodbye Cruel World

Почти все второе отделение музыкантов не видно на сцене, а на Схене проецируюхСя слайды и кинофильмы.

Стена была слишком высока
Сц цС И как бы не старался он -
Через нее не проломиться.
А черви уже точили его мозг.

И в это время через стену перепрыгивает дикарь, ростом с настоящего мамонта, и возносится над первыми рядами зрителей, пронзая их своими взглядами- рефлекторами.

Эй, ты ! Там, за стеной
Ты, что идешь своей дорогой,
Делаешь то, что тебе скажут
Можешь ли ты мне помочь?
Эй, ты ! Не говори мне
Что нет никакой надежды.
Вместе у нас есть шансы
Отдельно - нет.

Hey You

Долгое томительное молчание и из динамиков раздается вопрос:

Есть ли кто-нибудь на другой стороне?
Есть ли кто нибудь за стеной?

Ответа нет, но инстинкт самосохранения подсказывает герою занять свое место в той экологической нише, в которой безвредно сосуществует большинство...

Вы не чувствуете боли, все в памяти стирается,
Кораблик пускает дым далеко на горизонте,
И вы качаетесь на волнах,
Губы ваши шевелятся,
Но какая разница, что они лопочут...
Ребенок вырос, мечта ушла.
Я чувствую себя в комфортабельном оцепенении.

Comfortably Numh

Что же дальше? Миллионы, впав в это оцепенение, дотягивают свою роль в опостылевшем жизненном представлении, просиживая все свободное от добычи денег время в кресле перед телевизором или сжигая себя в приобретении "престижных" вещей.

У меня есть все: 13 каналов ТВ, где есть из чего выбрать,
У меня есть второе зрение (лишь бы не выключили свет),
У меня есть сумка, в которую швыряют кусок послаще,
Если я послушен.
На мне модная прическа и дырочки от табачного пепла
По всей моей любимой сатиновой рубашке,
У меня большое пианино - чтобы поддержать свои бренные останки,
У меня безумный взгляд и желание взлететь
Но летать то негде.
А если я захочу позвонить тебе -
Никого не окажется дома...
У меня пара туфель от Гохилса и никакого смысла жить. Nobody Home

Во время концертного выступления, когда герой поет эту песню, на сцене появляется платформа, с шикарно обставленной огромной комнатой. Без единого движения сидит в кресле человек перед телевизором. То, что он, якобы, видит на экране, проецируется на стену: мультфильмы- кошмары, сущий рисованный ад, вводящий в ужас даже привычного ко всему западного телезрителя. Но вот счастливый случай для героя - теплившаяся некогда мечта стать музыкантом, роковой звездой, осуществилась. Наконец, долгожданная свобода? Ну нет, коль уж попал в ежовые рукавицы шоу-бизнеса, будь добр, следуй его законам! Одиночество, равнодушие, отчуждение... Но Pink Floyd поворачивают эту тему по-иному: духовная пустота и соглашательство - не такие уж безобидные вещи. Они порождают Червей. "Черви"- еще один символ в аллегории группы. Черви- это закон и порядок для разумно мыслящих обывателей и смерть инакомыслящим. Черви - это фашизм.

Сидим в бункере за своей стеной,
Ждем прихода Червей...
Ждем, когда они очистят наш город от гнили,
Мы пойдем за Червями, надев черные рубахи,
Мы прополем сорняки,
Высадим окна и выломаем двери,
Мы доберемся до них - негров, красных и евреев...
Хочешь, дружище, чтобы Британия правила вновь всем?
Тогда следуй за Червями!
Хочешь, чтобы из нашей страны выбросили всех цветных?
Следуй за Червями!

Waiting For The Worms

Да, конформизм и обывательщина - прямая дорога к фашизму и террору. Оцепенение мещан обманчиво; они готовы перегрызть горло всякому, кто не "такой". А наша история тем временем подходит к концу, к развязке: герой осознает себя человеком и пытается на ходу выпрыгнуть из бешенно мчащейся машины:

Стоп! Яхочу домой!
Я снимаю униформу и ухожу со сцены
Теперь я сижу в камере - мне должны объявить
Был ли я в чем-то виноват все это время...

Stop

Он не знает! Он просто измучен и потерян. Он все же не пошел за Червями. Почему? Быть может, он слишком добр, или слишком честен, или толстокож... В этом, несомненно, его "вина". И вот перед нами развертывается гротескная сцена суда. Председатель - "Его Честь Червь", громоздящаяся на сцене надувная резиновая кукла высотой с трехэтажный дом, рядом с которой резиновая свинья, висевшая в небе над Лондоном, рекламируя диск, представляется карликом - в напудренном парике, с туповатым выражением лица, маленькими, мигающими глазками - символ пресловутого английского "правосудия". Свидетели: мать, жена, школьный учитель. Все клеймят выродка, се стараются перевоспитать его. И вот выносится приговор:

Свидетельства не противоречивы,
Присяжным даже не стоит совещаться,
За все время своего судейства
Я не встречал человека
Более заслуживающего наказания
По всей строгости закона...
Я знаю, чего вы боитесь больше всего,
Приговор: быть выставленным на показ
Перед всем народом.
Смойте его стену!

The Trial

И вот стена рушится, оглушительно разваливается, освобождая Героя. А по ту сторону те, кто не приемлет глупости, жестокости и лицемерия мещанского общества. Их немного. "Кровоточащие сердца и художники"...

Они отдают себя вам целиком,
И сил не хватает, и жизнь коротка их,
Потому, что это трудно -
Пробивать своим сердцем
Толстую стену безумия.

Outside The Wall

Финальная песня является сказочной аллегорией, символ которой - десятки, сотни протянутых рук. Участники представления - где он, миф о недосягаемости Pink Floyd - несмотря на реальную опасность со стороны поклонников, пожимают множество рук. Распадаются на куски не только сверкающие декорации. но и другие, невидимые стены. Неторопливый, ненавязчивый разговор, преимущественно под акустическую гитару в руках Роджера Уотерса, превращается в размышлние-монолог героя о путях в этом сложном мире, об истинном предназначении человека, о безысходности "общества потребления", облаченного в тогу порядочности. "Стена"- произведение, которое действительно вобрало в себя то лучшее, что создали Pink Floyd с того момента, как собрались вместе. И не только они, вся роковая музыка, вышедшая из "подполья" и заявившая о себе как о социальном явлении в период кризиса и развенчания мнимых мифов. Альбом был записан на студии в Каннах и дополнен смычковой секцией в Лос-Анжелесе. Его успех позволил побить многие рекорды рокового бизнеса. "Стена" более полугода лидировала в американских коммерческих списках и 40 недель находилась в первой тройке английских и западно-европейских списков NME, Music Week, Music Market, Salut, Bravo и других. Сингл Another Brick In The Wall впервые примирил сторонников прогрессив-рока и диско, продержавшись 30 недель среди диско-хитов. Блестящее рок-шоу "Стена", стоимостью 1.5 миллиона долларов было показано в нескольих городах США, Западной Европе, а серия представлений в театре Ирлс-Корт (10x15000 зрителей) стала "гвоздем" лондонского концертного сезона 1980 года. На международной ярмарке MIOEM в Каннах 460 журналистов из 51 страны мира назвали альбом "диском 1980 года", но действительное его значение перерастает этот титул. В Pink Floyd нет ни феноменального певца, ни виртуознейшего инструменталиста, она не потрясала слушателей новациями в гармонии или ритме, не чаровала свою публику изысканностью артистического облика. Но без этой группы и ее альбомов невозможно себе представить лицо современной популярной музыки, нет бедительного доказательства того, что путь, пусть самого полного, самовыражения в роке, по которому Beatles дошли до "Клуба одиноких сердец", не зарос, что и в наше время, возникновение шедевров, которые одновременно удовлетворя ли бы запросам и небольшой кучке гурманов, и широкой публики. Велики заслуг Pink Floyd и в их неустанной борьбе за справедливость - они тонко умеют чувствовать чужую боль. Видя грязь, ложь и несправедливость, они не могут пройти мимо. Их протест выражен доступными музыкальными методами и средствами. Альбомы Pink Floyd - камень правды, брошенный гневным обвинением в полицейское общество. "То, что вы предлагаете, мы не приемлем",- заявляют Гилмор, Райт, Мэйсон и Уотерс. И не просто констатируют факт, а тщательно анализируют причины и привлекают к анализу своих слушателей.

PINK FLOYD:

Статьи
Дискография


Реклама:

Архив_инфы_Вся_рок_музыка

ROCKHELL.spb.ru _All_About_Hard&Heavy_Music
Ad © 2001
Best viewed with IE/Opera 5 or higher