ROCKHELL.spb.ru €нформационный ресурс мировой рок-культуры  
Rockhell: новости рок музыки, афиша рок и метал концертов
информация_о_рок_группах!
Главное Меню
Steve Vai: Статьи
Группы и Исполнители:

Новости сайта
Рок-новости
Главный Архив

Борт-журнал
Афиша

Форум
Ссылки
Контакты


ROCKHELL.spb.ru

Дата публикации: 12.2009
Прислал: Ad
Источник: Энциклопедия тяжелого рока (2007)

Steve Vai

Стивен Сиро Вай (Steven Siro Vai) родился 6 июня 1960 года в городке Карл Плэйс, на Лонг-Айленде. Музыкой начал заниматься с шестилетнего возраста, играя на аккордеоне. Вместе со старшей сестрой Лилиан Стив даже создал группу НОТ CHOCOLATE, где пел и играл на бонгах, а сестра была гитаристкой. Побарабанить приглашали соседских ребятишек. Однако первым настоящим музыкальным коллективом стала любительская группа THE OHIO EXPRESS, где он играл на клавишных. В 13 лет Стив услышал LED ZEPPELIN и твердо решил стать гитаристом. Его первой гитарой был потертый Fender Tempo, купленный всего за 5 долларов. Стив самостоятельно пытался подбирать мелодии любимых песен Элиса Купера и BLACK SABBATH.
В школе он познакомился с Джо Сатриани (Joe Satriani), который дал ему уроки игры на гитаре, а курс музыкальной теории Стив прошел у видного специалиста - Уильяма Этканса. В это время Вай серьезно увлекся музыкой Фрэнка Заппы (Frank Zappa): "Мне нравилось слушать, как кто-то играет сложные мелодии, но с чувством юмора. Когда я впервые услышал "Bongo Fury" Фрэнка, то плакал, как дитя".
В старших классах Стив играл в группах CIRCUS и RAYGE, а в 1977 году вместе с басистом Джимми Томасом (Jimmy Thomas) и барабанщиком Билли Салливаном (Billy Sullivan) вошел в состав трио BOLD AS LOVE. Ясное дело, ребята играли вещи Джими Хендрикса.
Окончив школу, Стив поступил в музыкальный колледж Беркли (чтоб оплатить обучение сына, отец продал свою страховку). В колледже он изучал джаз и классическую музыку, а также создал свою группу, AXIS. На клавишных в ней играл будущий участник RAINBOW Дэвид Розенталь (David Rosenthal), на ударных - Эдди Роджерс (Eddie Rodgers), на басу - Стюарт Хэмм (Stewart Hamm). В 1979 году, с приходом в группу басиста Рэнди Ковена (Randy Coven), они поменяли название на MORNING THUNDER.
Оставаясь фанатичным поклонником Фрэнка Заппы, Вай написал импровизацию на тему его песни "The Black Page". Ему удалось найти домашний телефон своего кумира и связаться с ним. Фрэнк согласился послушать запись, и Стив отправил ему ленту со своей версией. Заппе очень понравилась работа Вая, и он пригласил его на прослушивание. "Я сказал ему, что мне всего 18 лет. Он не поверил, и вскоре его номер телефона изменился. Я решил, что все кончено", - вспоминает Вай.
Стив проявил настойчивость и еще раз отправил ноты, получив от Фрэнка письмо с вопросом, не хочет ли он этим зарабатывать. Вай согласился и сделал ноты для "Joe's Garage", блестяще справившись с заданием. Не удивительно, что вскоре 19-летний Стив переехал в Лос-Анджелес и вошел в состав группы Заппы. Фрэнк называл его "наш маленький итальянский виртуоз".
Осенью 1980 года Стив впервые поехал с Заппой на гастроли. Вай разрабатывал партии ритм-гитары для его альбомов "You Are What You Is" и "Shut Up 'N Play Yer Guitar", гитару Стива можно также услышать на концертном двойнике "Tinseltown Rebellion" (1981) и ряде других пластинок.
На заработанные деньги Стив переделал свою комнату (он жил в Голливуде) в студию звукозаписи, где экспериментировал со своими композициями. Осенью 1982 года последовал очередной тур, на этот раз по Европе: "Это было прекрасное время. Голландия, Франция, Италия - раньше я мог только мечтать о них, для меня это был своего рода культурный шок".
После гастролей Стив купил себе дом в Силмаре (штат Калифорния) и через 8 месяцев закончил перестройку сарая в студию. Тогда же он кардинально поменял свою жизнь - стал вегетарианцем, серьезно занялся эзотерикой, метафизикой и медитацией. Он собрал свою группу, Steve Vai And THE CLASSIFIED, пригласив басиста Стюарта Хэмма и барабанщика Томми Марса. С ними он записал и выпустил на свои кровные деньги диск Flex Able. Впрочем, из-за нехватки средств коллектив вскоре распался. "Так завершилась очередная фаза моей жизни. Это было замечательное время, с хорошими друзьями и без особых проблем. Я хотел вернуться к корням и играть более тяжелую музыку. Под влиянием Эдди Ван Хэйлена я начал новый поиск".
С Хэммом и барабанщиком Крисом Фрэзиером (Chris Frazier) он создал джем-группу 777, а в 1985 году вошел в состав коллектива ALKATRAZZ (вокалистом в ней был Грэм Боннет, экс-RAINBOW). "Я пришел в группу после того, как они уволили Ингви Мальмстина. Никогда не забуду первый концерт. У меня был всего один день, чтобы выучить песни. Предстояло сыграть 3 шоу, и первое из них было в Риверсайде (штат Калифорния). Никто из зрителей не знал, что Ингви в группе уже нет. Большинство народа пришло именно на Мальмстина. Помню, когда я вышел на сцену, то услышал, как толпа скандирует его имя. Нужно было видеть их лица, когда вместо Ингви появился я. У меня есть лента, на которой записана их реакция - весьма шумная, нужно сказать", - смеется Вай. Стиву нравится альбом Disturbing The Peace (1985), записанный с ALCATRAZZ. Продюсером диска был, кстати, легендарный Эдди Крамер.
С 1985-го по 1989 гг. Стив играл с бывшим вокалистом VAN HALEN Дэвидом Ли Ротом (David Lee Roth). Они стоили друг друга - оба были отличными шоуменами, концерты группы всегда были запоминающимся зрелищем. Вай записал с Дэвидом 2 альбома, a "Eat 'Em & Smile" он считает одним из лучших дисков десятилетия. Стив также занимался благотворительной деятельностью: в 1988 году он стал одним из учредителей "Маке A Noise Foundation" - фонда, который занимался музыкальным образованием молодежи.
После того, как у гитариста сверхпопулярной группы WHITESNAKE Адриана Ванденберга возникли проблемы со здоровьем, Дэвид Ковердейл решил, что нужно взять другого гитариста. Выбор пал именно на Стива, которого вокалист видел в фильме Уолтера Хилла "Перекрестки". Стив сыграл там роль харизматического блюзового гитариста, заключившего договор с Сатаной.
История появления на экране Вая такова. Известный исполнитель Рай Кудер, принимавший участие в создании фильма, позвонил в музыкальный журнал с вопросом, кого они могут порекомендовать на роль гитариста, который продал душу Дьяволу. Нужен был эмоциональный исполнитель-виртуоз. Те порекомендовали Вая. Со Стивом встретился режиссер Уолтер Хилл. Сценарий Ваю понравился. Первоначально он должен был играть за кадром, но Хиллу ПЄ ЄП импонировала характерная внешность Стива, и он дал ему роль. "Сыграть эту личность для меня не составляло труда. Признаюсь, что в определенный период жизни я имел необычайно темную ауру вокруг себя. Подобная реализация собственного эго приносила мне удовлетворение, но я уже давно этого не делаю. Считаю это крайне нездоровым - не только для окружающих, но и для собственного физического и психического здоровья".
Приглашая Вая в WHITESNAKE, музыканты купили кота в мешке. "Мы тогда не имели понятия, что он не любит блюз, это прояснилось позже. Стив нам прямо заявил, что его тошнит от блюза. Мы поняли, что совершили ошибку, пригласив его, но все-таки решили попробовать. Шанс, что это сработает, оставался", - вспоминает Ванденберг.
По слухам, за годичный контракт Ваю заплатили 1 млн. долларов США.
Придя в WHITESNAKE, Вай заявил: "Я сольный гитарист, а никак не второй, и буду играть практически все соло, вот так. Кто бы там ни был вторым гитаристом - Адриан или еще кто-нибудь, но таково мое условие. Иначе я не согласен". Больше никаких вопросов не возникало.
Вай включился в работу над новым альбомом группы. Он делал всю работу в собственной студии в марте 1989 года, хотя официально о его приходе в WHITESNAKE объявили 2 мая. "К несчастью для Адриана в "Slip Of The Tongue" нет ни одной его гитарной партии, все они сыграны мной, - утверждает Вай. - Ванденберг записывал лишь черновой материал. Я прослушал его записи и переработал их в соответствии с собственным видением".
В 1990 году Вай покинул WHITESNAKE, сосредоточившись на сольной карьере. Уже первый диск, "Passion And Varfare", становится необычайно популярным, несмотря на то, что это чисто инструментальный альбом. Он получил "золотой" статус уже в первую неделю продаж, войдя в Top-20 американских чартов. Номинация на "Грэмми", различные премии и громкие титулы... Сам же гитарист по итогам года был отмечен многими изданиями. К примеру, журналы "Guitar Player" и "Guitar World" назвали Стива лучшим в 4-х категориях.
По опросу читателей британского издания "Kerrang!" он был признан гитаристом года, a "Select Magazine" признал его не только лучшим музыкантом, но и самым сексуальным мужчиной.
В 90-х в составе группы Вая выступали ударник Майк Маньини (Mike Mangini), гитарист Мак Кинелли (Mike Keneally) и бас-гитарист Филипп Байно (Philip Bynoe).
Вышедший в 1993 году "Sex And Religion" - альбом с концепцией. "Наверное, все началось с креста и с того, что к нему был прибит голый мужчина", - этими словами начинается песня "Секс и религия" - история о том, как женщина, на беду своего мужа, становится ярой христианкой, но с садомазохистским уклоном. Альбом Стиву помогали записывать ударник Терри Боззио (играл с Заппой и Джеффом Беком), басист Т.М. Стивенс (Т.М. Stevens, экс- THE PRETENDERS, работал и с Джо Кокером) и вокалист Девин Таунсенд (Devin Townsend). Эту группу Стив назвал "скромно", VAI. Музыканты дважды приезжали в Россию, гастролировали по Южной Америке и США, предваряя концерты BON JOVI. К сожалению, пластинку "Sex And Religion" ждал настоящий провал.
В 1994 году Стив помогал Оззи Осборну работать над альбомом "Ozzmozis" - он был соавтором песни "My Little Man" и сыграл в ней гитарную партию. Впрочем, Оззи потом решил заменить ее - и на гитаре сыграл Закк Уайлд. В том же году Вай получил "Грэмми" за свое участие в исполнении песни Фрэнка Заппы "Sofa" (она вошла в альбом "Zappa's Universe").
В 1995 году выходит очередная работа Стива - "Alien Love Secrets". Критик Джеймс Ротонди из "Guitar Player" написал, что это - квинтэссенция всего лучшего в музыке Вая. На его взгляд, на диске есть "юмор из "Flexable", эмоции из "Passion And Warfare", интригующие гармонии "Sex And Religion", и, как обычно, гитарное мастерство". Сам Вай был более сдержан в комментариях: "Музыка на "Alien Love Secrets" достаточно проста. Ко мне приходит идея, затем я слышу песню и представляю, как буду играть ее на гитаре. Очень приятно сознавать, что с самого начала и до конца с вами говорит гитара - это очень личностное ощущение. Как на старых записях Ван Хейлена, когда создавалось впечатление, что вы находитесь в одной комнате с Эдди. Совсем другое дело - большие аранжировки, как в "Passion & Warfare". У меня просто тяга к ним. Я всегда с удовольствием буду делать такую музыку".
Альбомы "Fire Garden" (1996) и "The Ultra Zone" (1999) поддержали высокое реноме Стива. В 2000 году выходит сборник его лучших гитарных баллад, "The 7th Song: Enchanting Guitar Melodies Archive". Вычурное название имеет свое объяснение: на всех альбомах Вая, изданных за последние 20 лет, седьмой всегда шла гитарная баллада.
Еще в феврале 1997 года у Стива возникла идея сочинить музыку для "живого" альбома, который будет записываться в разных странах. Свой замысел он воплотил в 2001 году, выпустив "Alive In An Ultra World". В отличие от обычных концертников, на которых помещены известные композиции, на этом двойнике все они - новые. Каждая из вещей посвящена отдельной стране, и Вай использует в них элементы фольклора этого народа.
В декабре 2001 года Вай дал концерт в лондонском зале "The Astoria", который снимался для DVD.
Стив очень требовательно относится к своим композициям: "На каждую песню, помещенную в мой альбом, приходится 30, а может и 40 таких, которые ложатся в ящик. Я сочиняю и записываюсь постоянно. К примеру, на каждой пробе звука перед концертом рождается по крайней мере одна новая композиция. Все они лежат в ящике, так что у меня гора неизданного материала, и иногда я к ним обращаюсь, переслушиваю в поисках новых идей". Так и накопился материал для "The Secret Jewel Box", сборника из трех дисков: "The Elusive Light And Sound", ALCATRAZZ - "Disturbing The Peace (Re-Mastered)" и "Archives Vol. 2 - Original Recordings Of Frank Zappa". Был выпущен ограниченным тиражом в 10.000 экземпляров и бокс-сет из 10 дисков (в коробку также было вложено три медиатора). Добавленные в это коллекционное издание 7 CD позже в течение нескольких лет переиздавались в отдельных коробочках.
В июле 2002 года Стив выступил с Tokyo Metropolitan Symphony Orchestra в токийском Suntory Hall на мировой премьере произведения японского композитора Ичиры Нодаиры (Ichiro Nodaira) "Огненные струны" ("Fire Strings"), концерта для электрической гитары и оркестра.
В 2003 году новым барабанщиком группы Вая стал Джереми Колсон, (Jeremy Colson), заменивший Вирджина Донати (Virgil Donati).
В 2004 году уже композиции самого Вая для оркестра были исполнены в Нидерландах с Metropole Orchestra на нескольких концертах, названных "The Aching Hunger".
В 2005 году, через 6 лет после "Ultra Zone", выходит разностилевый "Real Illusion: Reflections". Стив основательно поработал над идеей альбома, он придумал целые художественные образы. В процессе работы много песен было отбраковано. В альбоме показана жизнь маленького городка глазами его жителя - полоумного капитана Дрейка Мейсона. Тут есть и трагические эпизоды, и смешные.
В нынешний состав группы Вая, THE BREED, кроме Стива, входят Билли Шиэн (бас-гитара, с ним он работал еще у Дэвида Ли Рота), Тони Макальпайн (гитара, клавишные), Дэйв Уэйнер (гитара) и Джереми Колсон (ударные).
В феврале 2005 года, в парижском Chatelet Theatre, Вай представил на суд слушателей пьесу для электрической и акустической гитар, "The Blossom Suite". Стив играл на электрогитаре, а на акустической - Шарон Исбин (Sharon Isbin).
В марте 2006 года Вай впервые приехал в Киев, проведя там мастер-класс. В том же 2006-м, как "особый гость", Стив сыграл вместе с ударником Терри Боззио (Terry Bozzio), певцом Наполеоном Мерфи Броком (Napoleon Murphy Brock) и сыном Френка Заппы Двизилом в туре "Zappa Plays Zappa". Гастроли проходили в Европе и США. 21 сентября 2006 года Вай выступил на концерте "Video Games Live" в лос-анджелесском "Hollywood Bowl". Вместе с "Hollywood Bowl Orchestra" он исполнил две композиции. Одна из них - это тема для фильма "Halo", вторая - написана им для сиквела "Halo 3".
Стив в настоящее время работает над двойным альбомом "Steve Vai's Sound Current". Материал для дисков он записал с голландским Metrople Orchestra для правительства Нидерландов и радиопрограммы "NPS Radio".
28 апреля 2007 года Стив дал мастер-класс на лондонской выставке "Guitar Show". Гитара Ibanez с двумя грифами - любимая модель мастера. Естественно, фирма наладила выпуск именных гитар lbanez JEM. Вай сотрудничает также с Carvin Guitars и производителем гитарных усилителей, фирмой Pro Audio, принимая участие в разработке усилков Carvin Legacy.
Параллельно с сольной карьерой Стив выступает в проекте G3. Все началось с того, что Вай, Джо Сатриани и Эрик Джонсон (Eric Johnson) провели ряд концертов, демонстрируя публике свое мастерство. Стив говорит, чП« они собрались, чтоб «Пдать дань гитаре: "Для меня выступления с Сатриани и Джонсоном - прекрасная школа. Эти два парня - музыкальные гении".
Результат так понравился Ваю и Сатриани, что они продолжили подобные выступления, приглашая третьим таких известных гитаристов, как Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джон Петруччи (John Petrucci, DREAM THEATER).
Недавно Вай сыграл "Symphony No.1" Джо Джексона (Joe Jackson), с которым давно хотел работать. Тот искал гитариста, знающего нотную грамоту. Так как у них один и тот же менеджер, он предложил Джексону перезвонить Ваю, и Стив с радостью согласился. Особых усилий от него участие в этом проекте не требовало - он просто сыграл нота в ноту написанную Джексоном партию.
Вай охотно принимает участие в записи альбомов других исполнителей. В частности, его можно услышать на дисках "The Album" PUBLIC IMAGE LIMITED, "Hey Stoopid" Элиса Купера (Alice Cooper), "HTP2" HUGHES TURNER PROJECT, "Birdland" YARDBIRDS, "Inferno" MOTORHEAD, "Bat Out Of Hell 3" Мита Лоуфа (Meat Loaf) и многих других. Как продюсер, Стив работал с BAD GOOD (альбом "Refugee").
Вай - разносторонний человек, и его увлечения не ограничиваются одной только музыкой. Он - ярый пчеловод: "Кормление пчел много времени не занимает, зато пчеловодство приносит невероятное удовольствие и дает возможность отвлечься от других дел - от музыки, окружающей среды, от всего остального. С пчелами я могу быть самим собой, а иногда это так необходимо! Ну, и кроме всего прочего, у меня всегда есть вкуснейший мед!"
Вай любит ездить на мотоциклах. У его брата был Harley Davidson, но Стив в свое время только мечтал о таком. Еще в начале карьеры он купил в Калифорнии Harley, но со слабым мотором. Когда же Вай начал серьезно зарабатывать, то взял себе целых 5 штук: "Ничего другое не дает такое ощущение свободы, как езда на мотоцикле, особенно на Harley Davidson. Это - чудесная, идеально сконструированная американская машина". В коллекции у Вая есть "Knucklehead" (модель 1946 года) и "Electroglide" (1994). Но ездит он не так часто, как раньше: "С тех пор, как у меня появились дети, я осознал, что есть на свете люди, которым я нужен больше, чем себе самому". Стив также меньше времени стал уделять джампингу.
Конечно же, гитара все еще занимает в жизни Вая много места: "Гитара - это инструмент моей души. В ее звуках есть то, без чего жить не хочется. Когда я не играю на гитаре, меня не покидает чувство вины, и я такой опустошенный... Энергию я черпаю из мощных аккордов, переживая каждую вибрацию струны. Я мог бы быть лучшим, я знаю, в чем состоит секрет, чтоб стать лучшим гитаристом мира, но у меня на это не хватает времени. В жизни есть много других вещей, которыми хочется заниматься. Я перестал быть пленником гитары и хочу жить полнокровной жизнью, хотя игра на гитаре все еще приносит мне радость и очень много значит для меня. Как и прежде, я кладу ее с собой в постель".
У Вая есть две студии звукозаписи ("The Mothership" и "The Harmony Hut") и своя фирма грамзаписи (Favored Nations). Как правило, Стив просыпается в 5 вечера и идет в студию, где работает до 10 утра следующего дня, после чего отправляется спать. Вай неоднократно подчеркивает, что чувствует себя прежде всего композитором, и лишь потом - гитаристом. П¬ ¬П Он часто слушает классику, среди любимых композиторов - Игорь Стравинский и Леонард Бернстайн.
Вай финансирует, активно поддерживает и входит в руководство общественной организации "Little Kids Rock", которая дарит детям музыкальные инструменты и дает бесплатные уроки для американских школьников.
Стив женат на Пиа Маиоччо (Pia Maiocco), бас-гитаристке группы VIXEN. У них двое детей, Джулиан Эйнджел и Файер.

Steve Vai:

Статьи


Реклама:

Архив_инфы_Вся_рок_музыка

ROCKHELL.spb.ru _All_About_Hard&Heavy_Music
Ad © 2001
Best viewed with IE/Opera 5 or higher